1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое месть

Что такое месть — ее психология, негативный фактор для мстителя и как избавиться от желания мстить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Месть – это блюдо, которое подается холодным» – наверняка вы слышали такую поговорку.

Что она означает, о каком блюде идет речь, и почему оно обязательно должно быть холодным – давайте выяснять.

Месть — что это

Месть – это ответные действия, направленные в сторону обидчика.

В русском толковом словаре Ожегова определение мести звучит следующим образом:

это отплата за причиненное зло, возмездие.

С вами поступили несправедливо, неправильно, вам причинили моральный или материальный ущерб. Так не должно быть! В этот момент пострадавшую сторону терзает обида, и яростное желание заставить противника ощущать то же самое и даже хуже.

Так рождается чувство мести – протяженное во времени состояние, для которого характерны душевные страдания из-за нанесенных ран и стремление от них избавиться, залечить, реабилитироваться.

Мстительным людям кажется, что последнее случится только тогда, когда они «станцуют свой победный танец» на костях того, кто сделал им больно.

В погоне за отмщением человек может терять человеческий облик, терять морально-нравственные принципы и идти на крайние меры.

Например, некоторые обманутые жены, узнав об измене, в лучшем случае сжигают машины мужей, причиняют неприятности в личной и профессиональной жизни. В худшем – нанимают киллеров, чтобы стереть предателя с лица земли. Размер «кары» зависит от того, насколько обиженный человек оценивает понесенный им ущерб.

На эту тему написано немало литературных произведений. Самое известное — это «Граф Монте-Кристо» Дюма. Там месть — это главная линия сюжета. Но много еще произведений, где это чувство является если не главной, то одной из значимых линий сюжета.

В приведенном выше видео репититор по литературе как раз приводит примеры таких произведений, которые могут подойти под тематику «Месть и великодушие».

Психология мести

Если личность часто испытывает подобное чувство и мстит другим, можно говорить, что он имеет такую черту характера, как мстительность. Менее сдержанные, импульсивные делают это сразу, по горячим следам: удар – ответ. Другие могут вынашивать план возмездия месяцами и даже годами.

В первом случае обиженный находится во власти негативных чувств, отвечая впопыхах, делает много ошибок.

Именно поэтому считается, что месть нужно подавать холодной: человек «остывает», возвращается способность мыслить рационально, что помогает ему идеально выстроить свои дальнейшие действия.

Что такое месть по сути? Какие причины лежат в ее основе? Месть можно представить, как последнее звено цепочки, которая выглядит так (сверху вниз – от последнего к первому):

Пример. Из ребенка, которого в семье не уважали, унижали и, возможно, били, вырастает взрослый человек с явным ощущением того, что его персона не имеет никакой ценности для окружающего мира. Чтобы выжить, защитить себя от опасной действительности, ему приходится быть агрессивно настроенным (инстинкт самосохранения). Причем это его обычное, повседневное состояние, ведь угроза повсюду, надо быть наготове всегда.

Такой индивид травмирован, изранен с детства. Любое внешнее событие, которое он расценит, как угрожающее, будет восприниматься агрессивно. Но так как самооценка низкая, то и личных прав у человека мало (я не имею права злиться, ведь я ничтожество). Поэтому «нормальная» агрессия с помощью защитных механизмов психики сворачивается в обиду. Гнев, злость, несогласие выражать опасно – травматик это знает с малых лет, а вот за обиду «ремнем» не прилетит.

Образовавшаяся обида ложится камнем на душе. Она неосознанно напоминает человеку, что он пустое место, а это его самая большая боль, которую он несет через всю жизнь. Моральные раны оказываются растревоженными, их хочется скорее залечить. А как?

Только увидев, что другому так же плохо, как и тебе, или еще хуже. Унизив, оскорбив другого, заставив страдать, обиженный получает облегчение. Он как бы переносит свои страдания на другого, поднимает самооценку, реабилитирует свое «Я», эго, ядро своей личности.

Чем более искалечена психика, тем яростней человек мстит. Счастливым, целостным личностям мстить несвойственно. Их философия жизни выстроена на других принципах.

Разрушающие последствия мести

Мстящий человек пребывает в иллюзии, что сделав другому так же больно, его собственная боль уйдет, и раны затянутся.

Это не так. Чем опасна месть для обиженного:

  1. сильная обида токсична по своему воздействию: меняется гормональный фон, страдает печень, поджелудочная, переизбыток желчи меняет цвет лица на желто-зеленый. «Почернел от злости», «позеленел от ненависти» – эти выражения не упали с неба и имеют вполне реальную основу;
  2. вынашивая план отмщения, люди тратят на это кучу своего времени, которое можно было бы потратить на удовольствия, наслаждение жизнью, но нет. ;
  3. причинив вред другому, мстящий испытывает облегчение, но оно временно. Аффект проходит, и душевная боль возвращается, ведь моральные раны появились еще в детстве, задолго до настоящей ситуации и вылечить их таким образом не получится.

Подводя итоги этой главы, можно сделать вывод, что намеренное желание отомстить имеет только негативные последствия для мстящего. Зло порождает зло – это закон.

Как избавиться от желания мстить

Чтобы избавиться от мстительности, нужно работать над собой, своим характером.

Месть – это путь в никуда, приносящий страдания обеим сторонам конфликта.

Человек думает, что сделав другому плохо, сделает хорошо себе, но это не так. Если поселить эту мысль в своем сознании, желание отвечать на зло злом уменьшится.

Никто не говорит, что плохо злиться из-за неприятных поступков людей, что нужно подставлять левую щеку после удара по правой. Наоборот, вы обязаны заботиться о себе, ограждать себя от негативных воздействий внешнего мира. Вы имеете право на любые чувства, можете раздражаться, гневаться, если кто-то поступает с вами нехорошо.

Читать еще:  Спутник 6 букв

Вопрос в том, как экологично это выражать – так, чтобы не вредить себе и другим.

Что можно сделать в ситуации, когда вас незаслуженно обидели (нет, не вернуться и заслужить):

  1. самый простой способ – сходить на прием к психологу, разобраться с ситуацией и расставить все по полочкам, освободиться от гнетущего чувства;
  2. можно отпустить обиду самостоятельно, простить противника и пожелать ему всего хорошего. Здесь помогут медитации, аффирмации, самогипноз. Зайдите в ютуб – там вы найдете множество подобных практик;

необходимо помнить, что никто не может обидеть человека, он обижается сам. Обида – это выбор, собственное решение;

  • встаньте на место обидчика, посмотрите на ситуацию его глазами. Что вы видите: почему он так поступил, какие его намерения, чего он хотел на самом деле? Люди не чинят зло просто так. Разобравшись подробней, можно понять, что делающие гадости являются глубоко несчастными людьми. Остается их только пожалеть, ведь не от хорошей жизни они себя так ведут.
  • Найдите свой способ выхода из ситуации. Можно нарисовать недруга, почеркать, порвать рисунок, сжечь. Как вариант – выписать на бумагу все, что думаете о его личности. Смысл любой практики – прощение, освобождение от неприятных чувств.

    И необязательно совершать для этого реальные действия, подойдите к делу творчески.

    Что такое месть? Чувство мести — психология. Кровная месть

    Что такое месть? Это чувство несправедливости, которое гложет человека изнутри. Месть — это то, что подталкивает людей на ужасные поступки с целью покарания за несправедливость.

    Месть: понятие

    Месть — это чувство или поступок, который вредит внутреннему состоянию человека, оно побуждает человека на ужасные действия, целью которых является причинение вреда в ответ.

    Главная причина, толкающая индивида на отмщение — это несправедливость по вине другого человека. Жажда мести — довольно опасное психологическое состояние, оно может жить в сознании человека очень долгий промежуток времени, до тех пор пока он не отомстит.

    Месть — это разрушительное чувство или необходимое решение?

    Каждый по-разному относится к мести. Кто-то считает ее проявлением эгоизма и нетерпимости к особенностям поведения других. А кто-то уверен, что месть необходима для психологического спокойствия, которое наступает, когда обидчик получил по заслугам. Что такое месть для вас? Зло или необходимость? Решаете вы для себя сами.

    Месть — это необходимость, которая может привести к спокойствию, умиротворению, психологическому равновесию, которое было нарушено несправедливостью, обидой, злом и иными негативными эмоциями, действиями. Для некоторых месть — это торжество над несправедливостью, ведь каждый из нас с ней сталкивается. Есть те, кто считает, что все плохое вернется к нам, как бумеранг. Они полагают, что именно месть и поможет этому, что именно с ее помощью зло будет наказано ответным злом.

    Все мы разные, некоторые с легкостью прощают обиды, другие не могут про это забыть и начать жить так, как будто ничего и не было. Такие люди обычно копаются в себе, каждый раз вспоминают ситуацию, когда человек был как-то задет. Именно такие личности и прибегают к мести, их не за что судить. Все мы разные. Конечно, не стоит делать месть смыслом жизни, но неужели желание ответить обидчику считается ужасной необходимостью?

    С другой стороны, некоторые люди могут обидеться на ровном месте, после чего начинают придумывать, как бы насолить обидчику. Они не могут простить, забыть и успокоиться до тех пор, пока их желание отмщения не будет удовлетворено. Именно поэтому есть мнение, что мстить нельзя. Вот таким людям и надо задать себе вопросы: «А не потеряю ли я близких людей из-за мести?»; «Обидчик достоин потраченных сил и времени?»

    Месть — блюдо, которое нужно подавать холодным, но для этого необходимо много сил и времени. А есть ли в этом смысл? Жизнь и так коротка. Или лучше забыть все, оставить все в прошлом? Выучить урок, который усвоили из этой ситуации, не общаться с человеком, который вас унизил, обидел или того хуже?

    Отомстить или простить — дело сугубо каждого, но стоит ли это того, что в ходе мести вы можете потерять?

    Месть — обязательное условие

    У некоторых народов существует такое понятие, как кровная месть. Или, как еще ее можно назвать, вендетта. Кровная месть — необходимость, заложенная в сознание людей еще в древние времена. Согласно этому принципу, если убили кого-то из твоих родных, то убийце необходимо отомстить путем лишения его жизни. На данный период времени кровная месть все еще распространена в странах Ближнего Востока.

    Можно ли справиться с желанием отомстить?

    Психология чувства мести как понятия очень сложна, она может скрываться под желанием возмездия, ответа за содеянное, в целом под благородными понятиями.

    Если вы сами не захотите притупить желание отмщения, то оно не исчезнет, как по взмаху волшебной палочки. Чтобы хоть как-то себе помочь преодолеть эту навязчивую идею, нужно честно ответить на несколько простых, но в то же время сложных вопросов. Но будьте максимально честны с собой:

    1. Что такое месть? Именно для вас. Это ужасное чувство, с которым нужно бороться. Или это благородное желание, направленное на наказание обидчика и установление возмездия.
    2. Причина, по которой хотите отомстить. Хотите доказать свое превосходство или желаете, чтобы тот, кто обидел вас, оказался в вашей шкуре и почувствовал, как было больно вам?
    3. Что вы почувствуете, когда отомстите? Радость, чувство удовлетворения или ничего?
    4. Что вы получите, когда исполните свой план возмездия? Будет ли выгода или вы можете потерять нечто дорогое? И стоит ли это того?
    Читать еще:  Где живут пингвины

    Насколько вы мстительны?

    Существует огромное количество тестов, чтобы определить, насколько вы мстительный человек. Ниже представлен список знаков зодиака, в котором подробно изложена степень мстительности каждого.

    Овен. Любит спорить и побеждать в каждом пари. Поэтому в том, что касается возмездия, будет стараться конкурировать, и более того — выиграть у человека, и желательно, чтобы это лицезрело большое количество людей.

    Телец. «Месть — блюдо, которое подается холодным» — это про Тельца. Он будет долго вынашивать план отмщения, обдумывая каждую деталь. И когда план будет приведен в действие, то внутри него все будет ликовать, хотя на лице никто не увидит и капли эмоции.

    Близнецы. Распространение тайн, секретов, сплетен — вот что Близнецы используют при отмщении своему врагу. Они стараются уничтожить человека, насколько это возможно.

    Рак. По своей натуре очень мирный и добрый человек, поэтому решит простить, а не мстить. В его голове будет огромное количество планов по наказанию обидчика, но он понимает, что навредит себе намного больше, чем ему.

    Лев. Лучшее средство при мести — игнорирование. Вот чем руководствуется Лев. Он тут же прекращает всякие контакты с человеком и требует того же и от своего окружения.

    Дева. Не идет на человека лицом к лицу. Все делает исподтишка, используя различного рода пакости, чтобы его не разоблачили.

    Весы. Унижение — вот какой инструмент в основном используют Весы. Они стараются унизить человека, задеть его достоинство. При виде того, что враг поражен до глубины души, внутри них начинает все ликовать.

    Скорпион. Самый мстительный из всех знаков зодиака. Для него самое главное — это четко продумать план расплаты, сколько бы времени на это ни ушло. Скорпионы мстят медленно, постепенно, что делает их более опасными и непредсказуемыми. Даже если месть состоялась, то они не будут удовлетворены.

    Стрелец. Не мстительный человек, своего обидчика старается забыть и избегать общения с ним, чтобы он не причинил еще большего вреда.

    Козерог. Это второй по степени мстительности из всех знаков зодиака после Скорпиона. Старается не напрямую пойти на врага, а прибегает к пакостям, чтобы его подставить.

    Водолей. Он не умеет мстить, как другие знаки зодиака, предпочитает все забыть, но вот общение с обидчиком будет довольно натянутым.

    Рыбы. Таким творческим личностям, как Рыбы, удается выражать свой гнев или обиду более мирным способом. Они не будут напрямую унижать того, кто их задел, а решит обойти его стороной.

    Что же такое мстительность?

    Мстительность — это отрицательное понятие, оно выражается в желании навредить личности за содеянное ею зло, обиду и так далее. Оно выражается в злопамятности, непрощении, чувстве возмездия и расплаты.

    Мстительность делится на два вида: здоровую и нездоровую. Первая выражается в том, что индивид хочет постоять за себя с той целью, чтобы на него были прекращены все нападки. Вторая выражается в мести до полного уничтожения обидчика и в неспособности держать себя в руках.

    Цитаты о мести

    «Месть — это блюдо, которое необходимо подавать холодным».

    «Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя».

    «Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества».

    «Холодная месть приятнее всего на вкус».

    Заключение

    Что такое месть? Каждый решает для себя сам — необходимая расплата или качество слабых. Месть присутствует в каждом народе, в каждом человеке. Но некоторые умеют ее подавлять и жить дальше, радуясь каждому дню. А кто-то не сможет спать спокойно, пока обидчик не наказан.

    месть

    Значение слова месть

    Словарь Ушакова

    месть, мести, мн. нет. жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть. (см. кровный).

    | Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой . Оклеветать из мести.

    Вестминстерский словарь теологических терминов

    ♦ ( ENG revenge)

    Словарь Ожегова

    МЕСТЬ, и, ж. Действие в отплату за причинённое зло, возмездие за чтон. Жажда мести. Сделать чтон. из мести. Кровная м. (убийство в отмщение за убитого родственника).

    Словарь Ефремовой

    1. ж.
      1. Намеренное причинение зла кому-л. за нанесенное оскорбление, обиду.
      2. Желание отомстить.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — М. со стороны пострадавшего или его родственников является древнейшей формой возмездия за преступления. Она известна была всем народам древности, а на Востоке и поныне встречается у персов, арабов, кавказских горцев. Когда при отсутствии или слабости государственной власти жизнь проникнута была началами самоуправства, М. и в частности М. за убийство (кровная М.), составляла не только право, но и обязанность родственников потерпевшего. В числе высших добродетелей, прославляемых арабскими поэтами, одно из первых мест, наряду с доблестью и гостеприимством, занимает рвение, обнаруживаемое при воздаянии за кровь; все средства считаются дозволенными в этом случае — измена, обман, клятвопреступление. И у древних евреев (Числа, гл. 35, ст. 16—21) M. считалась священной обязанностью, лежащей на живущих по отношению к усопшим. Религиозный характер сохраняет М. и в целом ряде арийских законодательств. С особенной силой религиозная сторона М., в ее связи с культом предков, выступает в древнейших славянских законодательствах, между прочим — в обряде символической смерти, заменяющем М. и известном под именем покоры (см.). Аналогичный обряд существует у осетин, под названием кифаельдисин (самопосвящение): в траурной одежде, с отпущенными волосами, приходит убийца на могилу своей жертвы, где он добровольно как бы отдает себя в руки покойника, но последний, в лице своего потомства, прощает его; убийца, совершивший этот обряд (так называемый фалдист), навсегда избавляется от М. родственников убитого, но зато принимает по отношению к ним и покойнику известные обязательства, в том числе совершение поминок, отправление своего рода фамильного культа. В германских законодательствах М. стоит в связи с родовыми понятиями; это есть обязанность, налагаемая родовой связью. Из германских источников, между прочим, видно, что наследники убитого не могли вступить в свои права, пока не отомстили за его смерть. Обязательностью М. объясняются два других характерных признака ее: 1) древняя М. совершалась открыто, всенародно; 2) на первых порах в ней участвовали все родственники, как лица, связанные между собой единством религиозного культа или родовых связей. В германских источниках имеются прямые указания, что мститель должен был обнародовать акт своего мщения (например, выставлением отрубленной головы на шесте) и даже должен был, по совершении убийства из М., требовать суда, который признал бы его мщение правомерным. Указания на случаи судебного рассмотрения М. находим и в русских источниках: по 20 ст. «Русской Правды» (по троицкому списку), «аже кто кого ударил батогом, либо чашею. то 12 гривен; не терпя ли противу того ударить мечом, то вины ему в том нетуть». Из этой статьи профессор Сергеевич выводит, что обиженный, нанеся удар мечом, от которого могла последовать и смерть, должен был явиться в суд и доказать, что удар нанесен в отмщение; судьи, убедившись в том, оправдывали его.

    Читать еще:  Как добавить в ЧС в ВК

    М. в древности приводила к ужасающим последствиям не только потому, что в ней принимали участие все родственники потерпевшего, но и потому, что кровное междоусобие не прекращалось с отмщением первоначальной обиды. Всякая позднейшая по времени обида, хотя бы и совершенная в отмщение, служила основанием к новой М. Обиженный или его родственники-мстители становятся обидчиками и так далее, из одного поколения в другое, нередко до совершенного истребления одного из враждующих родов. Только в безграничности М. можно найти ключ к пониманию тех нескончаемых кровопролитий, о которых повествуется в «Эдде» и «Нибелунгах». Необходимость ограничения М. в интересах общежития привела к установлению принципа равного возмездия (jus tali o nis), сформулированного в законодательстве Моисея и перешедшего в Коран, но встречающегося и у других народов, например у осетин. В силу этого принципа признается дозволенным только единичный акт отмщения, причем М. должна быть направляема исключительно на виновника обиды (а не на всякого человека его рода или даже племени). С течением времени нормируется самый характер М., определяется тот насильственный акт, какой обиженный вправе причинить обидчику в возмещение своей обиды; вместе с тем ограничивается круг обид, которые могли вызвать со стороны обиженного правомерную М. Существовали и другие начала, направленные к ограничению кровной М. Моисею приписывается установление убежищ, куда могли скрываться лица, которым угрожала М. В Палестине таких убежищ сперва было три, потом шесть. Скрывшийся в убежище не подлежал M., a выдавался на суд общины, кроме предумышленных убийц, которые выдавались родственникам потерпевшего. У германцев встречается ограничение М. известным сроком: можно было мстить только в течение года с днем. И в русских источниках встречается указание, что мстить можно было только непосредственно после нанесения обиды, под влиянием взволнованного чувства: согласно «Русской Правде», выкуп за удар берется в том случае, если потерпевший «не постигнет» обидчика — следовательно, если настигнет, может мстить. Важнейшим средством к ограничению М. служил переход к системе выкупов или композиций. Переход этот, по мнению М. М. Ковалевского, явился естественным результатом ограничения М. одним лишь виновником преступления. Древняя М. не была разборчива в средствах: она одновременно грозила и личности, и имуществу обидчика. Но раз виновник преступления скрылся — а по обычаю он даже обязан был скрыться, чтобы не раздражать родственников потерпевшего, — М. не могла уже обрушиться на родственников обидчика, и мстителям оставалось только ограничиться захватом имущества его. С течением времени фактические захваты уступили место соглашениям о выкупе, который у германцев назывался вергельдом (см.), а у нас — годовщиной (см.) Примирение сопровождалось различными обрядами. Выкуп взамен М. узаконен и Кораном. Наряду с системой выкупов продолжала, однако, существовать и М., последние проявления которой можно проследить в Швейцарии до XVI и XVIII в.; к тому же приблизительно времени могут быть отнесены и последние упоминания о М. в городских хрониках Любека и Ульма.

    Поныне М. не вымерла совершенно на острове Корсика (см. Вендетта) и у южных славян, особенно у черногорцев. В Черногории еще в законнике князя Данилы 1855 г. кровная М. признавалась дозволенной по отношению к самому убийце.

    Ср. Eichhoff, «Die Blutrache bei den Griechen» (Дуйсбург, 1873); P. Frauenst ädt, «Blutrache und Totschlagsü hne» (Лейпциг, 1881); Post, «Die Geschlechtsgenossenschaft der Urzeit» (Ольденбург, 1875); Kohler, «Zur Lehre von der Blutrache» (Вюрцбург, 1885); Miklosich, «Die Blutrache bei den S ü dslaven» (Вена, 1887); Wesnitsch, «Die Blutrache bei dem S ü dslaven» (в «Zeitschrift f ü r vergleichende Rechtswissenschaft», т. 8 и 9, 1889); М. Ковалевский, «Современный обычай и древний закон» (т. II, М., 1886); H. Голубев, «Институт убежища у древних евреев» (вып. I, СПб., 1884).

    Источники:

    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/mest-chto-ehto-takoe.html
    http://www.syl.ru/article/328240/chto-takoe-mest-chuvstvo-mesti—psihologiya-krovnaya-mest
    http://znachenie-slova.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector