15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое мат

Русский мат: история, происхождение, употребление.

Предупреждение:
В статье встречается ненормативная лексика. Сделано это только для демонстрации неприглядности этого, с позволения сказать, языка, Тем, кто не хочет это читать, лучше сразу закрыть эту страницу. Всем остальным я приношу свои искренние извинения.

Мы идем по городу и слышим вокруг себя собачий лай, — по-другому это назвать трудно. Ну скажите мне, почему у человека владеющего русским языком, который когда-то учился в школе и, возможно, даже читал классиков, из 9 слов, 5 матерные? А иногда и все предложение может сплошь состоять из ругательств.

Звучит это примерно так (списано с натуры): ну на х*й б*я, х*ли ты, б*я, хочешь от долбо*ба?
Неужели это наш богатейший русский язык?! Заметьте при этом, что добрая половина слов не несёт никакой смысловой нагрузки. Очевидно, они нужны только для связки слов в предложении, а также для того, чтобы было понятно, с кем мы имеем дело. Матерщина — это прежде всего комплекс неполноценности, так же, кстати, как и курение. Говорю это не понаслышке, — сам когда-то ругался, да и, грешен, курил. Желание быть “не хуже других” приводит нас даже не в стаю, а в стадо, в стадо скота… или скотов.

Должен, потупив взгляд, признаться, что сам долго избавлялся от этих комплексов (в стадо легко войти, выйти очень трудно), зато теперь смело могу сказать: я свободен, и готов поделиться своим опытом. Мне бывает стыдно за некоторые события в прошлом, но меня оправдывает, хотя бы частично, то, что мне удалось преодолеть стадное чувство и вырваться на свободу. Теперь я могу говорить на нормальном, богатом русском языке в любой ситуации.

Обратите внимание ещё и на то, что кроме грубости мат обедняет наш язык и притупляет работу мозга. И действительно: зачем напрягать мозг и искать в своём словарном запасе нужные слова, например: отлично, великолепно, прекрасно, несравненно, ведь можно просто сказать: ох*енно. Есть правда одно “но” — это приближает нас к животным, а точнее к скоту. Но братьям нашим меньшим это позволительно, у них, по большей части, в словарном запасе всего одно “слово” поэтому они и мычат или, скажем, мяукают, блеют, а то и вовсе кукарекают. Но мы то ведь люди…, вроде как, и язык наши предки придумали для того, чтобы обогатить общение, так зачем же мы пытаемся его обеднить.

Зачем я матерюсь? Задайте себе этот простой вопрос. Один мой знакомый, неплохой, в сущности, человек как-то сказал: “я не ругаюсь матом, я им разговариваю.” Комментарии, как говорится, излишни.

Многие находят оправдание в том, что это один из способов выражения их эмоций. Большинство считает, что якобы после крепкого словца легче на душе становится. Другие используют мат для “украшения” речи — чаще всего младшая возрастная группа — подростки, которые считают, что такое словцо обязательно поднимет их статус среди их сверстников, и неважно, был ли повод назвать товарища или учителя уё*ком.

Остальные употребляют мат как междометия или слова связки, то есть даже при обычном рассказе о любимом фильме они вставляют матерные слова и тут и там.

Но если вам вдруг доведётся спорить или выяснять отношения с человеком, находящемся в рабстве у сквернословия, его самыми громкими аргументами могут стать проститутка, вагина и член в соответствующей интерпретации.

По статистике только 6 с небольшим процентов жителей России не используют мат. И тем не менее его употребление считается показателем плохого воспитания, низкого интеллекта и неуважения к собеседнику. Спрашивается, откуда такая ненависть к мату, если его используют 94 процента населения? В действительности многие люди хотели бы избавиться от этой вредной привычки, но это не так просто и нужно быть сильным, самодостаточным человеком и обладать недюжинной силой воли, когда вокруг постоянно льются потоки словесных отбросов.

Но вот что интересно, в моем круге общения я не стараюсь афишировать или навязывать кому-то освобождение от мата, (хотя иногда, при случае, и упоминаю об этом). Несмотря на это, многие мои знакомые, находясь в моем обществе, начинают ругаться меньше или потише, иногда, ругнувшись, извиняются, а один человек полностью отказался от мата. Значит, добрый пример все-таки заразителен. И это не может не радовать!

Двуличность

Кроме того, что сказано выше мат — это ещё и двуличность. Почему? Постараюсь объяснить. Представьте себе симпатичного карьериста, в пиджаке и галстуке, который сидит в офисе или даже в своём богато обставленном кабинете, может быть, его даже снимает видеокамера и показывает телевизор, и говорит он вам красивые слова, и все, вроде бы, хорошо.

Но вот он попадает в “свою” компанию и потоки мата льются из его уст как слив из унитаза. Вечером он приходит домой к жене и детям и опять усердно старается стать хорошим папой. Так где же он все-таки настоящий, на работе в кругу таких же как он сам друзей, или дома? Видимо этого он не знает и сам, и иногда, перепутав обстановку, запросто, может выругаться в самом неподходящем месте, поставив себя и окружающих в неловкое положение. Привычка, знаете ли, страшная сила, ведь наша речь это сложное смешение условных и безусловных рефлексов.

Думаю, представить такого человека совсем не сложно, такие у нас, к великому сожалению, большинство мужчин. Задумайтесь, хотите ли вы быть этаким двуличным чудовищем, засоряющим слух своих близких?

Хочу также обратится к молодёжи и особенно к девушкам: не ругайтесь матом сами, не провоцируйте парней и не терпите рядом с собой грубиянов, не бойтесь ставить их на место, а если не исправляются, просто расставайтесь с ними, — лучше это сделать сейчас, потому что в будущем их грубость может перерасти в хамство, но разбежаться будет гораздо сложнее, и, возможно, вам придётся терпеть это всю жизнь.

Происхождение мата

Версий появления славянского мата достаточно много, какая из них верна? Этого никто толком не знает. Начнём, пожалуй, с наименее вероятной:

  1. Мат на земли русские занесли татаро-монгольские орды (версия маловероятна: из летописей известно, что матерились в России и до ордынского ига).
  2. Русские матерные слова когда-то имели 2 разных значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное.
  3. Мат был и остаётся неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих у разных народностей и в разных языках. Да, русский язык в этом, к сожалению, не одинок.

Подтвердить или опровергнуть вышеизложенные теории происхождения мата не берусь, пусть на этой странице они останутся просто версиями.

Как избавиться от мата?

Прошло уже около пятнадцати лет, с тех пор как я бросил сквернословить. Не так чтобы бросил, но как-то постепенно прекратил. И сейчас мне это нравится. Нет, я не был завзятым матерщинником, но в определённых ситуациях без крепкого словца не обходился. Я жалею лишь о том, что это произошло слишком поздно, и в годы моей юности рядом не оказалось человека, который наставил бы меня на путь истинный.

Поначалу было трудно без мата, но здравый смысл восторжествовал. Несколько раз я попадал в ситуации, когда сразу, после того как я выругался, передо мной являлся прелестный лик какой-нибудь милой дамы, и я краснел и, потупив взгляд, извинялся. Уверен, многим мужчинам ситуация знакома. Сейчас я стал ярым противником ненормативной лексики. Возможно, с возрастом что-то меняется, а может просто надоедает окружающее хамство.

Читать еще:  Как восстановить ногти после гель лака

Задумайтесь: ругаясь матом или матерясь — вы, по сути, оскорбляете окружающих вас людей и в первую очередь их, да, пожалуй, и вашу собственную мать, что и заложено в названии этих лингвистических отбросов. Обратите внимание на слова “материть, материться, матерщина, матерный”, у всех корень мать или матерь! Да и сами ругательства часто содержат это слово. Разговаривая с человеком, хорошенько подумайте, хотите ли вы чем-то обидеть или оскорбить маму вашего собеседника?! Если нет, — говорите по-русски!

Разные названия, одна суть

Есть и другие названия мата, например, сквернословие. В словаре Даля слово скверна описывается так:

Скверна ж. мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное…

Для обозначения ругательств также нередко используют слово брань.

Тот же словарь Даля толкует его так:

Брань ж. ссора, перекоры, свара, раздор, несогласие, разлад, вражда, враждование; ругня, ругательство; бранные, ругательные, поносные слова, драка, колотня, свалка, рукопашная, побоище; война, сражение, бой, битва…

Обратите особое внимание на словосочетание поносные слова, оно конечно происходит от слова поносИть, т.е. ругать, но звучит все равно ёмко!

А вот и несколько пословиц позаимствованных там же, у Даля:

Худой мир лучше доброй брани.

После брани много храбрых.

Ни с кем не бранюсь, и никого не боюсь.

Если вы верите в Бога, то Вас наверняка не оставят равнодушными следующие высказывания:

Сквернословие (матерщина, срамословие) — словесный грех (наряду с ложью, клеветой, наушничеством).

Сквернословие есть как бы антимолитва, призывание скверных имён, есть прямой враг молитвы. Сквернословие является языком падших духов.

В борьбе с этим грехом важно трезвение. Слово рождается в мысли, значит, чтобы не грешить в слове, нужно не позволять себе мысленно сквернословить. Апостол учит: “никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе” (Еф. 4. 29). Слово должно приближать к Богу, а не удалять от Него. Недаром в русском народе матерщинников издавна называли богохульниками.

Раз уж мы заговорили о Боге, то, пожалуй, стоит упомянуть и его антиподе. Речь пойдёт о слове “чёрт”, столь популярном среди тех, кто якобы не хочет сквернословить. Опасайтесь его так же, как и мата, да и самого “лукавого”, (который нас постоянно искушает) ведь наши слова и мысли материальны. Заметьте, что в большинстве языков люди не чертыхаются, так как мы это делаем по-русски. Например, англичане, не желающие в порыве эмоций говорить f*ck, скорей всего скажут “shit”, т.е. “дерьмо”, — видимо считают, что это всё же безопаснее, чем “призывать” лукавого. Может поэтому они и живут получше?

Чем заменить мат?

Можем ли мы чем-то заменить мат для выброса эмоций? Точного ответа на этот вопрос у меня, к великому сожалению, нет. Сам я иногда (крайне редко) срываюсь на “блин”, ставший популярным в последние годы. Понимаю, что это тоже сорняк, да ещё и с намёком на совсем другое слово, и отнюдь не одобряю себя за это. Если у вас есть свои идеи и предложения, как обходится без мата, не слишком засоряя речь, но, давая выход эмоциям, — пишете. И всё-таки, попробуйте избавиться от этого мусора в вашем лексиконе, это легче чем бросить курить. Не бойтесь стать белой вороной, ведь белый цвет — это чистота и совершенство, символ света и дня, прекрасное воплощение истины! Этим вы подчеркнете свою индивидуальность и вырветесь из “вороньей стаи”.

И в заключение ещё одно маленькое замечание в связи с тем, что наш сайт посвящён в основном изучению иностранных языков. Мат есть, наверное, во всех языках, но я призываю вас к тому, чтобы общаясь с людьми из разных стран и говоря на разных языках вы сумели бы обходиться без мата. Изучайте языки, свой родной и иностранные, обогащайте свою речь, и тогда вам не понадобятся слова из “помойки”.

Откуда в русском языке появился мат?

Мат нельзя считать чисто русским «изобретением». Ругаются и немцы, и испанцы, и англичане. Однако русская обсценная лексика уникальна. Только в России есть полностью табуированные слова и слова, которые нет-нет, да и можно произносить.

Кто научил русских ругаться, и какие запретные ныне слова раньше не считались матерными? Разбираемся в происхождении русских ругательств и способах борьбы с ними.

Появление мата в русском языке

Одна из самых распространённых версий говорит о том, что мат славяне переняли у татаро-монгол. Но далеко не все историки согласны с этой версией. Во-первых, нецензурная лексика у кочевых народов не была распространена. Во-вторых, русские берестяные грамоты показывают, что мат на Руси появился задолго до пришествия татаро-монгол.

В целом русская обсценная лексика основана на четырёх корнях. Все ругательства — производные от этих оснований. Корни встречаются в македонском, словенском и других языках, родственных славянскому. По всей видимости, русский мат зародился в языческих культах. Скорее всего, ругательства изначально использовали вовсе не для оскорбления. Очевидно, с помощью ругани заговаривали скот или призывали дождь. Например, в Сербии крестьяне подбрасывали в воздух топор и ругались, пока он летел. Таким образом язычники привлекали внимание высших сил и вызывали дождь.

Некоторые матерные слова были священны или использовались для отведения порчи. Скажем, в славянских племенах ребёнка могли назвать Лихим Упырём или присвоить прозвище покрепче. Это не означало, что родители не любили или проклинали ребёнка. Напротив, они хотели отвадить беду. Считалось, что к человеку с подобным именем не может пристать ничего дурного. Более того, подобные традиции встречаются и у древних римлян. Во время триумфа — пикового момента в жизни полководца — солдаты и подчинённые бранили триумфатора. Ругань должна была привлечь удачу.

Вместе с этим был на Руси мат, который носил сугубо негативный характер. Материться — значит ругаться «по матери». То есть упоминать интимные и неприличные подробности. Зачастую основа древней ругани — слова, описывающие половой акт или половые органы. Мат неразрывно связан с чувством стыдливости. Человек, который использовал ругательства, бросал другому вызов. Другими словами, он оглашал вслух всё то, что было не принято произносить. Российский филолог Борис Успенский выделял три варианта главной «формулы» русских ругательств: осквернение земли, связи с родителями и упоминание о трясении земли. Важно отметить, что мат использовался также и на поле брани, отсюда — бранные слова. Когда воины выдыхались, ругательства были необходимы для быстрого воодушевления.

Борьба с русским матом в XIII веке

Активную борьбу с матом на Руси начали после принятия христианства. Новая религия запрещала ругань, в том числе из-за её языческих корней. Вследствие появились строгие табу и предписания. В частности, циркуляры и указы иерархов однозначно запрещали христианам пользоваться матерными славянскими словами. Однако обсценная лексика постоянно менялась. В результате появлялись новые слова, которые не воспринимались как ругательства. На законодательном уровне мат в России запретили в XVIII веке. До этого момента встретить ругательное слово можно было даже в официальном документе.

Наиболее древние свидетельства обесценной лексики — новгородские берестяные грамоты. Стоит отметить, что в документах мат использовался с ритуальным смыслом или для придания грамоте шутливого оттенка. Так, в XIII веке из Новгорода в Старую Руссу была отправлен документ со словами: «…назовало еси сьтроу коровою и доцере б**дею». Грамоту написала знатная женщина, которая просила своего брата вступиться за себя и сестру. Некий мужчина обвинил даму в финансовых махинациях, назвав её сестру (сьтроу) — «коровою», а саму женщину — блудницей.

Читать еще:  Что такое офсетная печать

Интересно, что в XIII веке слово «б*ядь» не считалось ругательством. Произошедшее от слова «блуд», оно встречается даже в церковнославянских документах. Так называли женщин, чья жизнь была близка к жизни проститутки . Несмотря на то, что слово не считалось ругательством, в высшем обществе его не использовали. Если даму публично называли блудницей или другими производными от этого слова, её чести наносили глубокое оскорбление.

В Новгородской первой летописи тоже есть матерные вставки. В 1346 году под стенами Новгорода с войском встал великий литовский князь Ольгерд. Знатный правитель был оскорблён жителем Новогорода Остафеем Дворянинцем. Князь требовал восстановления своей чести за следующий проступок жителя Новгорода: «…лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». В итоге новгородцы лично учинили расправу над Остафеем. Горожане хотели избежать конфликта с видным литовским правителем. Ради мира Остафея убили на вече.

За счёт изучения источников учёные установили, что в XVI веке в русском языке существовало 67 названий рек, сёл, городов, которые произошли от матерных слов. В XVII веке иностранные путешественники отмечали в своих дневниках, что ругань крайне распространена в русском языке.

Русский матерный язык — уникальное явление

Русский мат имеет три основы: женские половые органы, мужские половые органы и процесс, который происходит между ними. Всё остальное относится к обсценной или ненормативной лексике. Она матом не является. Именно в этом кроется особенность русской ругани — она многослойна. Таким образом, есть в России слова, которые жёстко табуированы. Другая категория — обычная брань и ругань. Иностранные языки устроены иначе. Например, в английском и немецком все нецензурные слова одинаковы с точки зрения культурных норм. Все они запрещены на законодательном уровне.

И в России, и за рубежом в начале XX века мат воспринимался как нечто запретное, но желанное. В частности, ругань сделала неплохую рекламу пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу. Ещё до премьеры публике объявили, что во время спектакля актриса произнесёт со сцены бранное слово. Это известие породило интригу вокруг пьесы. Актриса действительно употребила ненормативную лексику, выкрикнув на весь зал: «Not bloody likely!» (дословно «bloody» — кровавый, эквивалент русских ругательств «чёртов», «грёбаный»). Зрители тут же начали свистеть, шуметь, смеяться и топотать. Примерно таким же было отношение представителей русского светского общества к ругани. В приличном обществе никто не использовал мат. Но в кулуарах такая лексика активно использовалась.

В XVIII веке ввели табу на использование мата в печатных средствах массовой информации. Здесь берёт своё начало выражение «нецезурная лексика», то есть слова, которые не подвергались цензуре. В XIX веке мат, запрещённый официально, активно использовался творческими людьми для неофициальных переписок. Зачастую поэты писали особые, нецензурные стихи. Например, обсценная лексика встречается в стихотворениях Пушкина:

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не по заслугам
Дундуку такая честь.
Почему ж он заседает?
Потому что *опа есть.

Сегодня отношение к мату изменилось. Всё чаще нецензурная лексика используется как средство пиара. Жаргон наряду с матом вошёл в моду и проскальзывает даже в официально зарегистрированных средствах массой информации.

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поделитесь им с друзьями! Будем рады, если вы подпишитесь на наш канал . Спасибо 🙂

Поле брани: научное осмысление феномена русского мата

Sergei Zotov

Все знают, что такое русский мат. Кто-то сможет наизусть воспроизвести казачий матерный загиб, а кому-то для прояснения значения придется обратиться к знаменитому «Словарю русского мата» Алексея Плуцера-Сарно. Однако для многих история возникновения русского мата остается загадкой за семью печатями. Как мат связан с индоевропейской мифологией, кто имеется в виду под «матерью» в матерном языке и почему на нем раньше общались только мужчины — в материале T&P.

«Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии»

Работы Б.А. Успенского, проливающие свет на происхождение русского мата, стали классическими. Исследуя данную тему, Успенский упоминает о ее крайней табуированности, в связи с чем в литературной традиции разрешаемыми могут считаться лишь «церковнославянизмы типа совокупляться, член, детородный уд, афедрон, седалище». В отличие от многих западноевропейских языков, прочая «народная» обсценная лексика в русском языке фактически является табу. Именно поэтому матерные слова были изъяты из словаря Даля, русского издания «Этимологического словаря» Фасмера, сказок Афанасьева; даже в академических собраниях сочинений Пушкина матерные выражения в художественных произведениях и письмах заменяются многоточиями; «Тень Баркова», известная обилием матерных слов (напр.: Уж ночь с *** [похотливою] луной / На небо наступала / Уж *** [падшая женщина] в постеле пуховой / С монахом засыпала) вообще не печаталась во многих собраниях сочинений. Такая табуированность мата, затрагивающая даже профессиональных филологов, связана, по мнению Успенского, с «целомудрием цензоров или редакторов», а Достоевский говорит даже о целомудрии всего российского народа, оправдывая обилие матерных слов в русском языке тем, что, в сущности, они не всегда означают что-то плохое.

Изображения крестьян XII–XIV веков: крестьянин за работой; отдыхающий крестьянин; игрища

Действительно, мат может служить и дружеским приветствием, и одобрением, и выражением любви. Если он так многозначен, то возникает вопрос: откуда же появился мат, каковы его исторические корни? Теория Успенского предполагает, что когда-то мат имел культовые функции. В доказательство этого можно привести примеры матерных слов и выражений из русских языческих свадебных или сельскохозяйственных обрядов, в которых мат мог быть связан с культами плодородия. Интересно, что русский филолог Борис Богаевский сопоставляет русский мат с греческим сквернословием земледельцев. Христианская же традиция запрещает матерную ругань в обрядах и быту, ссылаясь на то, что она «позорная лая» оскверняет душу, что «еллинское…словие» [словоблудие] — это бесовская игра. Запрет русского «срамословья», то есть матерной лексики, был напрямую связан с борьбой православия против языческих культов, в которых она использовалась. Смысл запрета становится особенно понятен ввиду того, что матерная брань «в ряде случаев оказывается функционально эквивалентной молитве». Найти клад, избавиться от болезни или козней домового и лешего в языческом мышлении можно было с помощью мата. Поэтому в славянском двоеверии часто можно было найти два параллельных варианта: или прочесть перед нападающим чертом молитву, или выругаться на него матом. Находя корни русского мата в языческих ритуальных заклинаниях и проклятиях, Успенский связывает так называемую главную формулу русского мата («*** твою мать») с архаическим культом земли.

Един человек одноважды в день по-матерну избранится, —

Мать сыра земля потрясется,

Пресвятая Богородица с престола сотранется

В связи с двоеверческими славянскими представлениями о «трех матерях» — матери-земле, Богородице и родной — мат, направленный на оскорбление матери адресата, одновременно заклинает и сакральных матерей, оскверняя само материнское начало. В этом можно найти отголоски языческих метафор о беременности земли и совокупления с ней; одновременно этим можно объяснить поверье о том, что под ругающимся матом разверзается земля или что ругань может потревожить предков (лежащих в земле).

Читать еще:  Как обмануть google fit

Прояснив объект матерной формулы, Успенский переходит к субъекту: анализируя формы выражения «*** твою мать», он приходит к выводу, что ранее фраза не была безличной. Осквернение производил пес, о чем свидетельствуют старинные и более полные упоминания матерной формулы: например, «Чтоб пес взял твою мать». Пес был субъектом действия в данной формуле как минимум с XV века во многих славянских языках; таким образом, «песья лая», как издревле называли мат, связана с мифологией собаки, «дана псом». Нечистота пса — древняя категория, предшествовавшая славянской мифологии, но и отраженная в уже более поздних христианских представлениях (например, в рассказах о псеглавцах или преображении киноцефала Христофора). Пес сравнивался с иноверцем, так как у обоих нет души, оба ведут себя неподобающим образом; именно по той же причине духовникам не разрешалось держать собак. С этимологической точки зрения пес также нечист — Успенский связывает лексему «пес» с другими словами индоевропейских языков, в том числе с русским словом «***» [женский половой орган].

Таким образом, Успенский предполагает, что образы пса-осквернителя и матери-земли во фразе «пес *** твою мать» восходят к мифологическому браку громовержца и матери-земли . Сакральный брак, в ходе которого землю оплодотворяют, оскверняется в данной формуле травестийной заменой громовержца на пса, его мифологического соперника. Поэтому матерная фраза становится кощунственным заклинанием, оскверняющим божественную космогонию. В более поздней народной традиции этот миф редуцируется, и мать-земля становится матерью собеседника, а мифологический пес — обычной собакой, а потом фраза и вовсе обезличивается (глагол «***» [вступать в сексуальные отношения] может соответствовать любому лицу единственного числа).

На глубинном (исходном) уровне матерное выражение соотнесено, по-видимому, с мифом о сакральном браке неба и земли — браке, результатом которого является оплодотворение земли. На этом уровне в качестве субъекта действия в матерном выражении должен пониматься бог неба, или громовержец, а в качестве объекта — мать-земля. Этим объясняется связь матерной брани с идеей оплодотворения, проявляющаяся в частности в ритуальном свадебном и аграрном сквернословии.

«О матерщине, эмоциях и фактах»

А.А. Беляков, ссылаясь на легенды русского фольклора, возводит происхождение мата к мифу о «славянском Эдипе»: однажды мужчина убил своего отца и осквернил свою мать. Затем он дал «матерную формулу» своим потомкам — для того, чтобы навлекать с ее помощью на противников проклятия предков или призывать предков на помощь. Беляков соглашается с тем, что более глубокие корни этой легенды находятся в ранних языческих культах, связанных с почитанием «матери сырой земли и идеей ее оплодотворения».

«Ненормативный анекдот как моделирующая система»

И.Г. Яковенко в своей статье о мате отмечает, что традиционная культура, патриархальная по своему складу, склонна профанировать роль женщины. Именно этот мотив мы видим в матерных формулах — почти всегда они связаны с грубыми образами насилия над женщиной. Яковенко противопоставляет «знак высшей опасности» («…» [женский половой орган], женское начало) мужскому фаллосу, «знаку-защитнику», приводя в пример множество матерных выражений. Как оказывается, женских обсценных формул гораздо меньше, чем мужских; более того, женская парадигма носит окраску чего-то убогого, ложного, имеющего отношение к несчастью, воровству, лжи («…» [конец], «…» [украсть], «…» [врун]), в то время как мужская парадигма мата отсылает к табуации или опасности. Вредоносный характер женщины, воспринимаемой через женский символ, вагину, подчеркивается в многочисленных пословицах и поговорках, сказках и легендах: мы можем вспомнить приводимые В.Я. Проппом представления о «зубастой вульве», с которой герой-мужчина должен был бороться.

Русский мат — форма бытования языческого сознания в монотеистической культуре

В дальнейшем традиция говорения на матерном языке из языческих культов перешла в русское скоморошество, с которым государство активно боролось начиная с XVII века. От почти исчезнувших скоморохов, тем не менее, традиция перешла в лубок, кабацкие песни, петрушечный театр, к ярмарочным зазывалам и так далее. Табуированная лексика патриархального и языческого периода русской культуры продолжила жить в несколько иных формах.

«Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса»

В работе В.Ю. Михайлина традиция возведения генезиса русского мата к культам плодородия оспаривается; несмотря на то что Михайлин во многом согласен с Успенским, он предлагает существенную доработку его теории и рассматривает историю мата от языческих культов до современной дедовщины. Связь теории «основного мифа» Топорова — Иванова с мифологическим противником громовержца, псом, его не устраивает: «Позволю себе один-единственный вопрос. По какой такой причине извечный противник громовержца, традиционная иконография которого предполагает в первую очередь отнюдь не собачьи, но змеиные ипостаси, именно в данном контексте принимает вид пса, причем принимает его неизменно и формульно?»

Плодородная земля, как считает автор, не могла ассоциироваться с мужским началом в архаике: это чисто женская территория. Напротив, сугубо мужской территорией считалась та, что имеет отношение к охоте и войне, маргинальное пространство, в котором добрый муж и семьянин готов проливать кровь и грабить, а порядочный юноша, не смеющий поднять взор на соседскую девушку, насилует дочерей врага.

Михайлин предполагает, что на таких территориях мат был некогда связан с магическими практиками мужских военных союзов, отождествляющих себя с «псами». Именно поэтому ругань также называли «песьей лаей»: символически воины являлись воплощением волков или псов. Этим же можно объяснить тот факт, что еще недавно мат был преимущественно мужским языковым кодом.

В индоевропейской культуре каждый мужчина проходил инициацию, так или иначе сопровождающуюся периодом, который можно обозначить как «песья» стадия. Воин-«пес», живущий за пределами домашней зоны, на маргинальной территории, существует вне культуры очага и сельского хозяйства. Он не полноправен, не зрел, обладает «боевым бешенством», частью которого можно назвать и употребление неприемлемого дома мата. «Волкам» и «псам» не место на человеческой территории, для которой одно их присутствие может быть чревато осквернением: соответствующие нормы и формы поведения строго табуированы, а их носители, не пройдя обрядов очищения и не превратившись тем самым из «волков» обратно в люди, не имеют элементарнейших гражданских прав. Они по определению являются носителями хтонического начала, они магически мертвы и как таковые попросту «не существуют».

Таким образом, формула «*** твою мать» в мужских «песьих» союзах была заклинанием, магически уничтожающим оппонента. Такое заклинание символически сравнивало соперника с сыном хтонического существа, отождествляло его мать с сукой и выводило его в исключительно маргинальную, нечеловеческую территорию, где подобный коитус мог произойти. Следовательно, и все матерные слова подразумевают собачьи половые органы и звериный коитус, не имеющий ничего общего с человеческим, происходящим в домашнем пространстве и обрамленному обрядовой традицией и другими знаками культуры.

В дальнейшем чисто мужская природа матерного языка в России переносится на более общий контекст. Начиная с революционных событий 1917 года парадигма языка претерпевает большие изменения. Мат наравне с новоязом становится одним из средств общения патриархальной (хотя внешне и антисексистской) элиты. Сыграли роль и советские лагеря, и повышенный интерес к эксплуатации женского труда — в том числе и в армейских структурах, где мат напрямую наследовал функцию общения архаичных мужских союзов. Поэтому уже вскоре табуирование мата в женской или смешанной среде перестало быть сильным, а затем и вовсе ушло в прошлое. Мужской обсценный код стал всеобщим.

Источники:

http://audio-class.ru/articles/russkij-mat.php
http://zen.yandex.ru/media/id/5930fb857ddde84c29e24b43/5c76625800500800b3d6e58c
http://theoryandpractice.ru/posts/12078-russkiy-mat

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: