что такое десятичная система управления
FindHistory
Политический строй и управление в Киевской Руси
Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений – десятские, сотские, тысяцкие – стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.
Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором. Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения “корм”. Так сложилась система кормления.
Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход. Города или, во всяком случае, их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославович для обороны от печенегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.
Князья нередко прибегали к услугам наемников – сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.). В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников – лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд – право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав. Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани. Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью. Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления о погостах. Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже – денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны. Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославович упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны – Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.
Карибский кризис как отражение и составляющая «холодной войны»
«Холодная война» привела к первым кризисам и открытому военному противостоянию. Одним из ее ярких проявлений и был Карибский кризис, истоки которого были связаны с победой в январе 1959 г. революции на Кубе, свержением проамериканского режима Батисты и приходом к власти представителя прокоммунистических сил Ф. Кастро. Американо-кубински .
Борьба с немецко-шведской агрессией.
В те же самые времена земли Новгорода и Пскова оказались под угрозой немецкой и шведской агрессии. Католическая церковь придала ей характер крестового похода на Восток. Это грозило потерей не только государственности, но национальной и культурной самостоятельности. Опасность возросла после объединения в 1237 г. действовавших в Прибалтик .
Славяне до середины I тыс. н. э.
По новейшим археологическим данным формирование славян началось примерно с середины I тыс. до н. э. в междуречье Вислы и Одера. Археологи узнают их по особому погребальному ритуалу: умерших сжигали, а прах накрывали колоколовидными сосудами. В дальнейшем, с началом Великого переселения народов, славяне расселяются в южном и юго-восточн .
18. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления на Руси, их отличие друг от друга
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений – десятские, сотские, тысяцкие – являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной.
Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.
Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:
Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.
Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.
Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.
Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.
Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.
Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.
Система дворцового управления:
дворец – управлялся дворецким (дворским);
ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.
Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».
Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.
Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.
Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.
В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.
Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).
Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.
Кормление получали наместники в городах или волостях.
Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.
Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:
«въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
пошлин торговых (с иногородних купцов);
судебных брачных («выводной кузницы»).
За превышение таксы полагалось наказание.
В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.
Десятичная система управления
Территориальный принцип изменил характер системы управления, которая у славянских (и не только славянских, но германских, латинских, монгольских и других народов) носила название «численной» или «десятичной».
Во времена «великого переселения народов», миграции варварских племен на территориях Западной и Восточной римских империй, определяющим признаком была принадлежность человека к тому или иному племени, роду, клану. Смешение этих образований в процессе миграции потребовало установления другого критерия для определения, описания
отдельных групп людей (прежде всего военных образований). Им стало число.
Передвигающиеся массы людей подразделялись на десятки, сотни, тысячи и т.д. Это было, необходимо для эффективного управления и руководства людьми.
Постепенно численная система управления из собственно военной сферы переносится в сферу административного управления. Осевшие на земле и занимающие определенную территорию племена и роды, дают ей свое название, имя (например, «земля полян», «земля древлян» и т.д.).
Вместе с тем для удобств территориально-военной организации («военного учета» ), осуществления разверстки и сбора налогов и податей и т.п. территория делится на «сотни», «десятины» и т.д., т.е. осуществляется определенное административное деление.
Руководителям административно-территориальных округов присваиваются звания и титулы «десятских», «сотских» (это звание сохранится на Украине в XVII—XVIII вв.), «тысяцких» (одно из высших должностных лиц в Новгороде XIII—XIV вв.) и т.д. Первоначальное значение десятичной (численной) системы утрачивается, она приобретает новый смысл в условиях, когда родоплеменные отношения уступают место отношениям территориально-административным, когда людей стали объединять не узы родства и общности клана, а проживание на одной территории и подчинение одной власти.
Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель.
Дружинники и бояре
Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений сюзеренитета-вассалитета, т.е. феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую» (и по возрасту, и по социальному положению). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI— XII-вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.
А.Е. Пресняков называл княжескую дружину «частно-правовым личным союзом, построенном на общности очага и хлеба господина со слугами». Ее структура и организация аналогична организации княжеского двора: оба они — орудия княжеского управления. Сохраняя черты частной, личной организации и двор, и дружина становятся вместе с тем центрами государственного управления.
Из дружины вырастет позже новое боярское сословие, из нее разовьется княжеская администрация, она — «историческое зерно будущего строя поместных военных сил». Но в основе последующей эволюции и дифференциации дружины X—XII вв. лежит понятие дружины, как княжеского двора.
Дружинники «держали» города в качестве посадников, «держали» воеводство тысячи в стольных городах. Исполняя эти функции, они получали значительную долю самостоятельности, но оставались ставленниками князя.
Княжеские дружинники организовывали городское войско (ополчение) в случаях военных выступлений. Дружинник-тысяцкий возглавлял это ополчение, конные дружинники составляли его авангард. Бояре, княжьи мужи, отроки, челядь, вой, вооруженные смерды — такова была примерная иерархия (социальная и военная) княжеского войска.
Дружина не имела иного особого, кроме своего князя, вождя. Даже в условиях расцвета вечевой демократии XI—XII вв. тысяцкий, возглавлявший войско, не становится предводителем дружины: им, по-прежнему, остается князь. Близость к княжьему двору («огнищу») особенно подчеркивалась при определении статуса дружинника. С этим же связаны две важнейшие привилегии дружинника — повышенная защита его жизни (закон устанавливал за убийство дружинника двойную «виру», штраф) и особый порядок наследования недвижимости (при отсутствии сыновей землю наследовали дочери, что было исключено для простых людей).
Личные служебные обязанности дружинника (прежде всего старшего — боярина) вскоре начинают связываться с поземельными, владельческими отношениями: за службу князь жалует ему землю, населенную крестьянами и это право включается в договоры князя с дружинниками.
В феодальном договоре о службе соединились два начала: более древнее и личное (дружинная служба) и более позднее и служебное — зависимость по земле, служба, строго обусловленная землевладением. В связи с этим изменилось социально-экономическое положение боярства.
В XI—XII вв. боярское землевладение еще не было связано с вотчинной юрисдикцией. Иммунитеты, представляемые князьями церкви в этот период, еще не распространялись на боярские землевладения. Отсутствие в боярских вотчинах необходимого для ведения хозяйства числа несвободной челяди, как это имело место в княжеских и церковных землях, заставляло боярство искать новые резервы рабочих рук. Одним из важнейших способов обеспечения боярского вотчинного хозяйства стало «за-купничество», использование труда кабально (по займу, по долгам) зависимых людей. Со временем усиливающаяся власть вотчинников над кабальными людьми (Устав о закупах Русской Правды на практике не дал реального облегчения их участи) выведет этих последних из круга общего права и княжеской юрисдикции.
Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Холопы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.
Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основных функции. Первая включала оборону территории и участие в боевых походах князя. Вторая задача боярства — активное участие в принятии важнейших политических и управленческих решений, работа в княжеском совете и княжеском суде.
На начальном этапе своего становления боярство прежде всего было элитной частью дружинного войска, получая за это служение лучшую часть военной добычи. Бояре участвовали также в торговых экспедициях князей (в Византию, на Восток и т.п.), что обусловило процесс создания первоначальных капиталов.
Последующее закрепление вотчинного принципа землевладения (наследственного, привязанного к определенной территории владения) и «оседание дружины на землю», с расширением иммунитетных прав отдельных боярских семей, создали предпосылки для автономного существования боярских вотчин. Они превратились в родовые аристократические гнезда со своим особым укладом жизни, оборонительными сооружениями, собственным войском, хозяйством, подданным населением и т.п.
Раннефеодальная монархия
Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.
В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.
Существование раннефеодальной монархии отличали и другие признаки: сохранявшаяся и все еще значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений, а также наличие ополчения, основанного на принципе всеобщего вооружения населения. Эти черты сохранялись от древних родоплеменных и примитивно демократических традиций и обычаев.
Княжеская власть еще не превратилась в личную власть, неограниченную и наследственную. Не сформировалась еще и та государственная бюрократическая машина, которая позже подчинила себе все население государства. Окончательно не сформировавшиеся феодальные отношения, отсутствие четкой системы и иерархии феодальной службы, неопределенность поземельных отношений, незавершенность системы феодальной эксплуатации крестьянства и др. — все эти признаки позволяют определить сложившуюся в X—XI вв. на Руси государственность как раннефеодальную монархию.
Источники:
http://www.findhistory.ru/fihists-480-2.html
http://studfile.net/preview/2837892/page:13/
http://infopedia.su/4×5899.html