4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что должен знать первоклассник идя в школу

Что должен знать и уметь первоклассник?

Первый раз в первый класс… Это волнительно не только для детей, но и — пожалуй, даже в большей степени — для их родителей. На что (или кого) обратить внимание, выбирая, в какой класс пойдет ребенок? Обязательно ли проходить подготовительные курсы и вообще уметь читать-писать? Наши журналисты искали ответы на эти и другие вопросы.

Нужные навыки. Что должен уметь ребенок, идущий в первый класс? Об этом мы поговорили с Ольгой Котиной, учителем начальных классов школы № 17. За плечами у Ольги Николаевны 34 года педагогического стажа.

— Предварительная подготовка к школе — обязательное условие или просто рекомендация?

— Много ли детей, не умеющих читать, приходит в первые классы?

— У вас было уже восемь или девять наборов классов. Как за это время изменились первоклассники?

Ученики Ольги Николаевны регулярно и успешно участвуют в различных научных конференциях и конкурсах, включая всероссийские и международные. Департамент образования области не первый год поощряет ребят поездкой в лагерь «Артек».

— Большинство детей отлично ориентируются в информационных технологиях, Интернете, гаджетах. Это плюс или скорее минус?

Как выбрать. Понятно, что у первоклассников есть период привыкания к школе. А есть ли адаптационный период у родителей?

— Какие адаптационные сложности у родителей возникают чаще всего?

— Сейчас есть возможность выбирать, в какой класс пойдет ребенок, — по сути, выбирать программу и выбирать педагога. На что ориентироваться — выбирать прежде всего программу или учителя?

— Вы работали и в четырехлетней начальной школе, и в трехлетней. Какая система, на ваш взгляд, лучше?

— Дети с первого класса пользуются рабочими тетрадями. Они впрямь так нужны?

Самостоятельность. Готовя этот материал, мы не могли не поговорить с мамами будущих первоклассников, тем более что одна из них, Валентина Лелина, работает в нашей редакции. Ее сын Алексей пойдет в 1 «Е» класс школы № 41.

Агата Волевач, которая вот-вот станет первоклассницей школы № 9, научилась читать еще в пять лет и успешно освоила счет, однако подготовительные курсы к школе тоже посещала (они проходили в той школе, в которой, как предполагалось, девочка будет учиться).

Все лето Агата отдыхала, набираясь сил перед учебным годом.

Еще Светлана Волевач отметила:

— Вы покупали к школе что-то помимо непосредственно школьного набора? Например, некоторые родители в связи с началом учебы покупают детям телефоны.

Лев Малахов в этом году станет учеником 1 «А» класса школы № 19. В ноябре ему исполнится восемь лет. По закону родители имели право решать, отдать его в школу в год семилетия или на следующий год. После долгих обсуждений выбрали второй вариант.

— Вы наводили справки о педагоге, прежде чем решить, в какой класс пойти?

На вопрос о покупке «помимо непосредственно школьного набора» Елена ответила, что подумывает купить так называемые умные часы — по ним можно позвонить, а еще они передают сигнал, который показывает точное местонахождение ребенка.

Лева хочет в школу настолько, что заразил своим желанием и младшего брата, тот уже сам ждет, когда ему будет семь лет и он тоже пойдет в первый класс.

Мы спросили у Левы, не боится ли он идти в школу. Он признался, что немного боится, потому что думает, что будет сложно учиться. Но тут же добавил: если захотеть и стараться, все получится и можно стать круглым отличником.

Когда класс становится коллективом?

Сложно обобщить, в какую сумму обходится подготовка к школе. Во многих семьях остались вещи от старших детей или что-то подарено родственниками, поэтому покупается не весь набор. А у тех, кто все покупает с нуля, тоже разные финансовые возможности. Скромный в плане цены канцелярский набор можно приобрести за 600 — 1000 рублей. Родители говорят, что наиболее дорогостоящая покупка — это мебель для школьника, если таковой дома еще нет. Письменные столы у нас в городе можно купить за 2 — 4 тысячи рублей. Один стул, причем не то чтобы сильно «навороченный», стоит порядка 2 тысяч рублей.

Елена Бжания, Валентина Лелина, газета «Голос Череповца»

Ребенок идет в первый класс — что должен уметь первоклассник?

Содержание статьи:

Всего несколько десятилетий назад знакомство с буквами и цифрами происходило у детей только при поступлении в школу. К сегодняшним будущим ученикам предъявляют достаточно серьезные требования. Многое, чему раньше учили первоклассника, сегодня он должен освоить еще до школы.

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.

  • Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением.
  • Не стесняться принимать участие в общем разговоре.
  • Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать.
  • Находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

Читать еще:  ПОДКАСТ В МОЛОКО

Уровень развития математических знаний

  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решатьпростейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).

Навыки чтения и письма

Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

    1. Удерживать правильно в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
    2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
    3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
    4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически

Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению .

Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении. Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание. Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка.

К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.

Несколько советов родителям первоклассника

  1. Не ругайте ребенка, если у него что-то не ладится с обучением . Выясните причину, по которой малыш не усвоил тот или иной материал, и помогите решить проблему.
  2. Никогда не говорите ребенку, что он бестолковый, не способный к обучению человек . Если малыш не справляется с каким-либо заданием, нужно не ругать, а всячески помогать ребенку, разобраться в проблеме.
  3. Не нужно сравнивать свое чадо с другими, более способными учениками . Это не поможет ребенку учиться лучше, а только понизит его самооценку и приведет к закомплексованности.

Читайте так же:

5 комментариев:

А я считаю, главное, чтобы ребенок был психологически подготовлен к школе. Когда отдавала
сына в первый класс, он умел только считать в пределах десяти, рисовать и
немного читать. Учиться сыну очень нравилось, а те детки, которые многое знали
и умели при поступлении в школу, потом на уроках откровенно скучали.

Смотря в какой школе. Мне довелось поучиться в частной 1-2 класс — 2 иностранных языка, усиленная школьная программа по всем предметам, а потом в 3-м классе обычной — да, скучал. Однако это было сродни приятному отдыху.

Я считаю, что перегружать знаниями ребенка, конечно, не следует. Но и совсем почти не готовить его к школе — тоже. Например,перед тем, как идти в 1-й класс, я знал всю таблицу умножения и умел писать не только печатными, но и прописными буквами отлично (этому еще в садике хорошо научили, да и про таблицу считалось, что так и надо — оказалось, на поверку, что не у всех), поэтому потом процесс обучения вплоть до выпуска из универа давался играючи. Так что подготовка очень важна, и не только психологическая.

Не понимаю для чего перед 1-м классом начинают водить ребенка к репетитору или в так называемую «субботнюю» школу — по субботам. Считаю что в школе должно быть много занятий по творческим дисциплинам — пение, рисование, физкультура, домоводство для девочек (шить, вышивать, вязать, готовить, наряжаться и одеваться, делать прически) для мальчиков — строгать, прибивать, закручивать, ремонтировать, делать что то то из старой мебели. Вот когда было всеобщее образование и не выбирали из тех — кто умеет различать соседние цифры от десяти и кого еще не научили — вот тогда в стране были самые сильные спецы. Потому что одинаково развивали всех!! А детки же разные -кто то раньше осваивает умения, кто то позже, кто то на отлично кто то на троечку… Но ведь в жизни не это важно — на какую оценку. И потом уже после школы распределяется — кто в науку, кто на производство, кто других учить пойдет. По таланту и способностям. А не по блату, так сказать. Извращенная система образования до безобразия, А то потом удивляемся -стены рушатся, крыши падают, семьи распадаются. и тп . Главное — одинаковый подход ко всем — в начальной школе. Потом развивать ребенка по его способностям. А то прям репетируют перед первым классом. А ведь во каждой нормальной методике пишут, что важно не то, что ребенок в 6-7 лет знает, а его СПОСОБНОСТЬ к обучению в дальнейшем. Верно выше написали — все эти супер методики по раннему обучению убивают главный навык — учиться чему о всю жизнь надо. как то так.

Читать еще:  Почему сожгли Жанну д'Арк

вот, меня ничему не учили, потому что маме сказали, чо в школе научат, а то она будет скучать. И вот пошла в первый класс, 30 человек 29 знают буквы, и многое знают, а я чистый лист. И как было трудно учиться, и интерес к учебе пропал наглухо. Смысл учить если все равно плохо оценят. . Ну до 11 класса , постоянные оценки 3,4, 2. Но университет все поменял, но это уже другая история. Вот теперь своего ребенка я учу читать, писать . счет (ему 4 года) шахматы , и т.д. я не хочу, что бы он повторил мою начальную школу .

Я с Вами не согласна, меня не учили, при чем принципиально. И интереса было много, после 2 класса меня чуть не выгнали из школы за то что плохо читала, но мама отстояла. И хоть я так и не научилась лучше всех читать и писала на 3-4, но на олимпиады ходила исправно, включая русский язык)) Так что все индивидуально. Так что я, видя что ребенок в меня, исключительно учу его писать и параллельно читать

Что должен знать и уметь первоклассник?

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

Общий кругозор

Должен без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи

(русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», « 3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Читать еще:  Зачем нужен инулин

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе Вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма.

Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Источники:

http://35media.ru/news/2019/08/29/chto-dolzhen-znat-i-umet-pervoklassnik
http://baragozik.ru/7-10-let/rebenok-idet-v-pervyj-klass-chto-dolzhen-umet-pervoklassnik.html
http://gym1583s-new.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie2/obrazovanie/methodical_cabinet/chto_dolzhen_znat_i_umet_pervoklassnik/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: