5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем привлекает туристов Дальний Восток

Чем Дальний Восток привлекает иностранных туристов? Развиваем туризм и решаем проблемы.

Дальний Восток все чаще становится выбором места отдыха для иностранных туристов, в особенности, приезжающих из Китая, Японии и Кореи. На сегодняшний день нашему региону, богатому уникальными природными и историко-культурными достопримечательностями, есть что предложить, как путешественникам, предпочитающим традиционный отдых, так любителям эксклюзивных развлечений.

На данный момент лидером по количеству въезжающих туристов выступает Приморский край, который в 2017 году посетили более полумиллиона иностранцев, в Хабаровском крае и на Сахалине показатели значительно меньше, однако статистика демонстрирует рост в сравнении с прошлыми годами.

Такому успеху в сфере туризма, по словам доцента кафедры сервиса и туризма Дальневосточного федерального университета – Ирины Барашок, способствует повышение внимания государства к экономическому развитию Дальнего Востока. Оно выразилось в создании законов: «О дальневосточном гектаре», который дает возможность гражданам создавать свои туристические проекты, и «О свободном порте Владивосток», который, конечно же, привлекает туристов своим упрощенным визовым режимом.

Значительный вклад в развитие туристической отрасли также вносят крупные мероприятия, проводящиеся на территории Дальнего Востока такие, как: Восточный экономический форум (ВЭФ) и Тихоокеанский туристский форум (ТТФ) во Владивостоке, международный фестиваль военных духовых оркестров “Амурские волны”, международный конкурс ледовых скульптур “Ледовая фантазия” и яхтенный этнокультурный марафон по реке Амур “Наследие Мангбо” в Хабаровском крае. А посетив Сахалин, туристы смогут насладиться международным кинофестивалем “Край света” и принять участие в бизнес-конференции “Нефть и газ Сахалина”.

Не стоит забывать о том, что Дальний Восток – это кладезь богатых природных ресурсов, а также регион обладает великим историческим и культурным наследием. Как сообщают в Министерстве культуры Хабаровского края, японских и корейских туристов привлекает Транссибирская магистраль и Сахалинская железная дорога, а туристы из Китая питают особый интерес к «красным» маршрутам, которые связаны с советским периодом нашей страны.

Корейские гости также являются любителями экологического туризма, для них наш регион предлагает незабываемый отдых на территории туристического комплекса “Заимка” и посещение конноспортивного клуба “Арагон” в городе Хабаровске. А, в свою очередь, гостям из Японии очень полюбились экскурсии в древнее нанайское село Сикачи-Алян с изучением наскальных рисунков, экологические маршруты с посещением дач жителей края, железнодорожные туры, включая посещение Амурского моста и его музея, и многодневные туры на рыбалку на реках Коппи и Хор.

Что касается Сахалина, по словам ведущего советника управления по туризму Сахалинской области – Ивана Шевченко, здесь достаточно распространены экскурсионные туры, морские и речные рыбалки и, конечно, экологический туризм, к примеру, восхождения на крупнейшие горы острова – пик Чехова, хребет Жданко и гору Лопатина.

Более того, отмечает директор международного туристического агентства “Катюша” – Дмитрий Павлов, на Дальнем Востоке есть то, чего туристы из стран АТР не смогут найти больше нигде в ближайшем зарубежье. Например, игорная зона «Приморье», куда охотно едут все состоятельные туристы из Китая. Приморский океанариум – это удивительное место, где в летний сезон выстраиваются очереди не только из горожан, но и из приезжих. Многие китайские туристы ездят на стрельбища для стендовой стрельбы, где они могут выпустить пар, постреляв из автомата Калашникова.

В сфере туризма на Дальнем Востоке также есть и проблемы, но их решением сейчас очень активно занимается государство.

Строится ряд гостиниц, и, возможно, процедура их обязательной классификации, которая начинается с 1 января 2018 года, повлияет на качество уровня гостиничных услуг. Ведутся работы по модернизации и строительству дорог и обустройству знаковых мест туристского показа, однако многие дорожные проблемы пока еще решить очень непросто.

Дальний Восток сделал большой шаг в развитии туристической отрасли и при должном внимании к проблемам региона, он со временем сможет занять лидирующие позиции на российском туристическом рынке, благодаря своему ресурсному потенциалу и уникальности.

Фактор масштаба для дальневосточного турпродукта

Эксперт EastRussia о проблемах привлечения туристов в регионы ДФО

Моисей Фурщик

Другие материалы

Принято считать, что ключевой проблемой для развития туризма на Дальнем Востоке является нехватка инфраструктуры, однако многие туристические объекты находятся в крупных городах, уже имеющих вполне приемлемые аэропорты и современные гостиницы. Но даже они не ощущают огромного наплыва туристов.

Читать еще:  Как отсканировать QR код на Алиэкспресс

Теоретически, за бюджетные деньги можно построить дороги и подвести сети и к другим потенциально привлекательным дестинациям. Но будет ли этого достаточно для кратного увеличения туристического потока? Скорее всего, нет.

Основная проблема в том, что из-за большой удаленности Дальнего Востока турист вряд ли отправится туда ради какого-то одиночного объекта, какая бы хорошая инфраструктура не была создана. А местного населения слишком мало для формирования значительного турпотока. Поэтому дальневосточные дестинации должны быть интересны, как минимум, для недельного пребывания. Но как с этим аспектом дело обстоит сейчас?

Наиболее очевидные объекты для многодневного пребывания – это горнолыжные комплексы и бальнеологические курорты. Но почти все дальневосточные горнолыжные центры имеют относительно мало трасс, а отдых в санаториях — слишком скучен. При этом современный массовый турист требует гораздо большего разнообразия. Поэтому издалека ради горнолыжного туризма на Дальний Восток прилетает, в основном, узкая прослойка любителей фрирайда, а для оздоровительных целей — довольно специфические и малочисленные категории больных. Причем это редко происходит в семейном формате, который в настоящее время наиболее интересен для туристической отрасли.

Также не очень готовы для приема массового туриста природные объекты. И здесь предложение для туриста чаще всего ограничивается однодневным осмотром.

Но даже если какая-то территория (например, региональная столица и ее окрестности) имеет значительное число различных дестинаций и вариантов отдыха, то это не является комплексным продуктом. Часто бывает, что туристу сложно разобраться с перемещением между объектами, которые не связаны понятными, удобными и недорогими логистическими схемами. Кроме того, подобный набор объектов и услуг редко пиарится в федеральном и международном масштабе в качества комплексного продукта, обеспечивающего разнообразный отдых в течение нескольких дней пребывания. Чаще всего знания удаленных потенциальных туристов о такой территории ограничиваются одной-двумя наиболее раскрученными дестинациями.

В этом смысле очень характерным является поведение людей, приезжающих на Дальний Восток с деловыми целями. В принципе, таких туристов там бывает не так уж и мало. Но лишь очень небольшая часть их них после командировки снова приезжает в соответствующий регион с семьей для проведения отпуска и т. д. А ведь такое краткосрочное пребывание должно создавать у приезжих позитивное впечатление о регионе, вызывать желание самостоятельно в спокойной обстановке посмотреть достопримечательности, отдохнуть на курортах. Но сейчас подавляющее большинство деловых туристов на Дальнем Востоке считает, что все самое интересное они уже успели осмотреть «на бегу», поэтому нет смысла так далеко ехать еще раз за собственные деньги. И таким образом проваливается один из важнейших потенциальных каналов продвижения местного турпродукта.

Поэтому ключевой задачей для развития туристической отрасли Дальнего Востока является формирование крупных кластеров. Причем это не должен быть формальный процесс, когда беспорядочный набор существующих объектов, турфирм, образовательных организаций и государственных структур просто называется модным словом «кластер» и принимается довольно абстрактная программа по его развитию.

Серьезный подход подразумевает, помимо резкой активизации маркетинга, и масштабное капитальное строительство. Причем не только инфраструктуры, но и непосредственно туристических объектов: мест размещения, новых горнолыжных трасс, развлекательных и этнографических комплексов, современных интерактивных музеев. Во многих случаях важны бывают закупки малых воздушных судов, небольших круизных лайнеров, комфортабельных автобусов или специальных средств передвижения.

К сожалению, очень редко на проект формирования масштабного кластера можно найти одного крупного инвестора, который закроет все вопросы. И во многих случаях после осознания этого факта у региональных властей опускаются руки. Они замирают в ожидании чуда. А на вопросы о своей пассивности они сетуют, что перспективная тема в регионе есть, но инвестор пока отсутствует. Это позволяется регулярно печатать красочные буклеты и посещать выставки, но редко приводит к реальному результату.

И в такой ситуации региональным властям надо проявить не пассивность, а оптимизм, готовность инвестировать в будущее и переговорные таланты. Желательно довести собственными силами такой комплексный проект от идеи хотя бы до детальной концепции (мастер-плана), решить земельные вопросы и достигнуть четкого понимания по инфраструктуре. В таком виде проект уже можно серьезно обсуждать с потенциальными инвесторами.

Причем важно, что разговор должен вестись не только с крупным бизнесом, но и с местными МСП. Конечно, каждый из них по отдельности не сможет решить проблему привлечения туристов в регион. Но в рамках комплексного проекта они вполне могут разобрать ключевые его составляющие и общими усилиями сформировать необходимое разнообразие объектов. При этом каждый из предпринимателей останется независимым в отношении собственности и управления бизнесом. Но их взаимодействие в рамках комплексного проекта даст мощный синергетический эффект. А не менее важным фактором при этом будет то, что регион гарантирует решение инфраструктурных вопросов. То есть инфраструктура очень значима, но вторична по отношению к содержательной части кластерного проекта.

Читать еще:  Как убрать разводы с обуви

Кстати, именно в таком в формате «конструктора из МСП» созданы и функционируют почти все крупные курорты, например, в Японии. Причем отдыхающим они представляются как единый комплекс.

И когда достаточно масштабный проект будет таким образом сформирован, то становится вполне реальным и получение серьезных федеральных средств по отраслевой программе (как минимум, сотни млн рублей). Ну а пока в этом направлении успехи дальневосточных регионов не очень велики. Если не считать недавно присоединенную Бурятию, то в рамках завершившейся в прошлом году ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.) ДФО получил менее 7% от общего финансирования. И это при огромных местных расстояниях и потребности в инфраструктуре! Причем участие в программе приняли лишь три из девяти дальневосточных регионов.

Рисунок. Дальний Восток в общих расходах федерального бюджета по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» (2011-2018 гг.)

Тем не менее, определенные позитивные процессы в описанном направлении все-таки идут. Например, в рамках ТОР «Горный воздух» на Сахалине формируется достаточно масштабный горнолыжный кластер. А развитие ТОР «Камчатка» и режим свободного порта предполагают превращение Петропавловска-Камчатского в серьезный туристический хаб, вокруг которого должны выстроиться как существующие, так и новые объекты.

Но успешный туристский кластер — это не только разнообразие профильных объектов и качественная логистика. Не менее важна и в целом городская среда базового населенного пункта. Причем это касается не только региональных столиц, но и небольших курортных центров. Туристу, приехавшему на несколько дней, хочется пройтись по красивым улицам или набережным, посидеть в современных кафе, заглянуть в магазины с привлекательными витринами. И здесь тоже имеются профильные федеральные программы, но регионы ДФО не являются лидерами по участию в них.

Таким образом, если на Дальнем Востоке будут сформированы комплексные, современные и всесезонные турпродукты с ориентацией хотя бы на недельный массовый отдых, то люди сюда потянутся. И ценовой фактор тогда уже не будет столь критичным.

Точка возврата: туристам захочется еще раз приехать на Дальний Восток

На Восточном экономическом форуме были обозначены основные направления развития туризма на Дальнем Востоке: введение круизных туристических маршрутов, строительство нового гостиничного комплекса на Камчатке и запуск прямых воздушных рейсов между Владивостоком и Токио. В перспективе, по словам заместителя председателя правительства России Ольги Голодец, турпоток в регион должен увеличиться как минимум в пять раз. Эксперты не ждут этого эффекта в ближайшие годы — развития требует вся логистика на Дальнем Востоке сегодня.

Другой потенциал

Сейчас на Дальнем Востоке действует упрощенный визовый режим для граждан 19 стран, нулевой налог на прибыль для гостиничного бизнеса и режим территории опережающего развития и свободного порта. В регионе реализуется проект культурного кластера и осуществляется субсидирование перелетов. Этот инструментарий уже приносит первые плоды. Прирост турпотока в 2018 году, по словам вице-премьера Ольги Голодец, составил 22,6%.

— Мы говорим о 6,9 млн человек, и в масштабах нашей страны мы, конечно, должны отметить, что у Дальнего Востока совершенно другой потенциал, — сказала она во время тематической сессии на ВЭФе.

Кроме того, согласно заявлению руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, за два предыдущих года 100 тыс. туристов въехали в ДФО по электронным визам.

— Пока нет большого кумулятивного эффекта от действия электронной визы, поскольку туристам непонятна схема: ты въезжаешь через определенную точку и выехать должен из нее же, никуда дополнительно полететь не можешь, — сказала она в интервью «Известиям». — Даже сами дальневосточные регионы между собой по электронной визе еще не связываются. Но ее введение на территории всей страны с возможностью въехать и выехать совершенно в другом месте даст нам абсолютно другие возможности.

Читать еще:  Как разогнать процессор

Увеличить турпоток на Дальний Восток нужно как минимум в пять раз, считает Ольга Голодец. Это реализуемый план, отмечают эксперты отрасли, но быстрого эффекта ждать не стоит.

— После создания готового турпродукта и нужной инфраструктуры эффекта приходится ждать примерно полтора года. А на Дальнем Востоке еще предстоит много работы, — пояснила «Известиям» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Инфраструктурой единой

Для привлечения большего количества гостей, обсуждалось на ВЭФе, необходимо сделать более доступными уникальные заповедные зоны Дальнего Востока, до которых сегодня рядовому туристу добраться сложно — не хватает транспортных узлов и отелей.

Создание такой инфраструктуры, по данным Министерства развития Дальнего Востока и Арктики, обеспечит значительные вливания в экономику страны. Иностранный турист, отметили в ведомстве, проводит в регионе в среднем пять дней и тратит ежедневно около $90.

— При наличии развлекательных центров высокого уровня, современных курортов на разный вкус, удобной логистики и интересных программ суммы трат повысились бы в разы. Например, в Москве, где действует система tax free, только средний чек в этом магазине составляет 100 тыс. рублей, или $1,5 тыс., — сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

В ведомстве добавили, что режим tax free для ДФО предусмотрен в мероприятиях «Стратегии развития туризма до 2035 года», которая готовится к принятию. В документе также говорится о развитии круизного туризма в морских регионах Дальнего Востока и Арктики, в том числе вокруг Командорских островов.

Вся логистика в регионе сегодня требует развития. На побережье расположено 29 морских портов, сообщили в Минвостокразвития, и многим из них требуются дорогостоящие процедуры по углублению дна. Из 90 аэропортов региона 40 уже попали в Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года. Несмотря на это, как ранее заявлял директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков, иностранные авиалинии проявляют интерес к дальневосточному направлению — в 2018 году сразу шесть начали сообщение между Дальним Востоком и Азией. Еще две японские авиакомпании анонсировали перелеты во Владивосток в 2020 году.

Но воздушные перевозки внутри России, несмотря на субсидирование перелетов, по-прежнему стоят дорого. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько отметил, что надеется на поручение президента о стимулировании полетов на Дальний Восток по доступным ценам.

Быстро и относительно недорого создать новые точки для размещения туристов в условиях дикой природы Дальнего Востока в Ростуризме собираются за счет глэмпингов — палаточных лагерей повышенной комфортности. На полях ВЭФа ведомство подписало соглашение о развитии глэмпингов в России.

Появятся в регионе и новые отели: на Камчатке уже строится гостиничный комплекс на 1 тыс. человек. Однако вопрос размещения всё равно остается на повестке дня: на Дальнем Востоке, сообщили в Минвостокразвития, сейчас зарегистрировано около 2,5 тыс. гостиниц, отелей и хостелов — это чуть более 111 тыс. номеров. При этом Дальний Восток занимает 41% всей территории страны. Для сравнения, только в Москве работает около 3 тыс. гостиниц.

Возвратное направление

Приморье — флагман развития туризма в ДВФО, отметила Майя Ломидзе. По ее мнению, туристический потенциал есть практически у всех остальных регионов округа.

— На ВЭФе было объявлено, что Исландия поможет Камчатке сформировать стратегию развития туризма, и это прорыв. В Исландии прекрасная инфраструктура и так всё организовано, что, несмотря на дороговизну путешествия, все остаются в восторге. Это возвратное направление, и это будет абсолютный прорыв, — сказала Майя Ломидзе.

Дальнему Востоку стоит также ориентироваться и на опыт Аляски, предлагающей успешный турпродукт, отметил Сергей Шпилько. А по словам Майи Ломидзе, регион должен развивать и использовать свои уникальные преимущества. Это поможет не только увеличить турпоток, но и сделать направление возвратным как для иностранцев, так и для туристов из России.

Источники:

http://rsttur.ru/news/view/13
http://www.eastrussia.ru/material/faktor-masshtaba-dlya-dalnevostochnogo-turprodukta/
http://iz.ru/918381/iaroslava-kostenko-roza-almakunova/tochka-vozvrata-turistam-zakhochetsia-eshche-raz-priekhat-na-dalnii-vostok

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: