0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем модерн отличается от постмодерна

Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм

Философия — это искусство понятий (мыслей или систем мыслей, выделяющих и обобщающих предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам), концептов («авторских понятий», т.е. у них есть или известен автор) и констант (стойких концептов, не зависимо от того, являются ли они «априорными, до опытными» или «эмпирическими, опытными»).

Но философия никогда не бывает «оторвана от жизни»: своими понятиями и концептами она именно стремится зафиксировать (отразить) «знание» о политических и социо-культурных перипетиях общества.

Такими понятиями являются Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм, и подобные им.

Модерн – это то, что у нас принято называть «Новое время» (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в. Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.

Ему предшествует Премодерн — общество традиции, доминирования иррационального (мифа, религии, чувств, инициаций, «табу» и «тотемов», коллективного бессознательного, конфликт духовного и телесного).

«Модернизация» — это как раз процесс перевода премодерных цивилизаций на принципы Модерна. Например, «модернизация» Китая, Индии, Японии, стран Центральной и Латинской Америки, а также «скачек из феодализма в социализм» Монголии.

А. Дж. Тойнби современную эпоху с 1917 г. назвал Постмодерном потому, что в реальность Мир-системы откровенно прорвались иррациональные составляющие человеческой культуры (их анализировали и реабилитировали А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Л. Клагес), ранее буйствовавшие в эпоху Премодерна, но успешно загнанные Модерном в подполье (но иногда прорывающиеся вовне как аффекты — в психике, культуре, политике и т.п.).

Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание мира Модерна Постмодерном. Доминирование «позитивного идеализма» (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа партии или права человека).

Постмодернизм (в политике, искусстве, науке) – это перверсивное, не-экстремистское отрицание все того же Модерна Постмодерном. Однако кардинальное отличие постмодернизма от модернизма состоит в том, что он уже радикально не приемлет вне зависимости от цели практикуемого насилия над «маленьким человеком», не признает доминанты общего над личностью (индивидом).

Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием «-изм»).

Также следует учесть, что в искусстве модернизма среди группы стилей есть и «модерн» (главным образом в дизайне и архитектуре), но его нельзя отождествлять с Модерном, и именно его (т.е. стиля) название пишется с маленькой буквы.

Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках коммунизма, фашизма и либерализма.

Постмодерн — это именно указание на важности, а то и превалировании ИР-РАЦИО (вера, воля, чувства, интуиция, эстетизация).

Ранее Постмодерн сражался именно с Модерном и Премодерном, самоопределялся, так сказать, «апофатически» (т.е. через отрицание предыдущего — Модерна и Премодерна).

Орудиями (практиками) Постмодерна были:

— модернизм (как волюнтаристские экстремистские практики: энтузиазм, революция, террор, тотальная война, антиколониализм, эмансипация, борьба за права человека)

— постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).

Однако в следствии напряжения и усталости от волюнтаризма и перверсий возникает «транссенти­ментализм»: отражение стремления к возвращению к очевидным ценно­стям, лиризму, более или менее ува­жительному, а не иронично-сте­бовому цитированию «высоких» образцов; отрицание лишенных жизни образов, символов без смыслового содержания, имитации ощущений, поверхностного чувства жизни и товарный фетишизм; гламур («шик и блеск») воспринимаются почти без иронии, всерьез; идеализируется «ванильная эстетика» (Hello Kitty, наивная искренность, ожидание хорошего будущего, желание повседневной «утонченной красоты») [Митрошенков О.А. Что придёт на смену постмодернизму? // Метамодерн. — 2016. — 15.02. — http://metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu/ ].

Поэтому теперь нужда именно в «катафатическом» («утверждающем») самоопределении Постмодерна, предложении новых практик.

Некоторые предлагают в качестве таких:

— метамодернизм (иногда используют как синоним термин метамодерн — www.mesoeurasia.org/dokumentyi/manyfest-metamodernysta https://syg.ma/@insolarance-cult/populiarnost-mietamodierna http://metamodernizm.ru ) как колебание маятника между модернистскими стратегиями и постмодернистскими тактиками.

Для метамодернизма характерна реконструкция (в противовес постмодернистской деконструкции). Но «. Такое противопоставление попросту ложно. На самом же деле, деконструкция как раз-таки всегда подразумевает реконструкцию. Потому что деконструкция = деструкция + реконструкция. Например, «Имя Розы» Умберто Эко – это деконструкция традиционной формы детективного романа, которая в свою очередь образует новую, чем и является содержание этого текста» (Кардаш А. Критика философских оснований метамодерна // ).

Читать еще:  Кто такие раэлиты

Можно определить так базовые Ценности эпох:

Премодерн — «Истина — Не истина» («Правда — Ложь»).

Модерн — «Полезно — Не полезно» («Прибыль — Трата»).

Постмодерн — «Интересно — Не интересно» («Забавно — Скучно»).

Но ныне Мир-система оказывается в «ситуации Гипермодерна» (см.: Жиль Липовецкий, «Времена гипермодерна», Париж, 2004), когда все то, что в Постмодерне как «не интересное» (а именно актуальные раньше дихотомии — прошлое/нынешнее, свой/чужой, правильное/не правильное, истина/не истина, полезное/не полезное), было отодвинуто на периферию бытия по сравнению с центральной ценностью Постмодерна («Интересное»), то теперь оно, это «Не-интересное», своим властным вторжением в реальность (в форме безработицы, роста цен и стрессовых ситуаций, болезней, развода, потери социальных связей и т.д.) постоянно ставит индивида перед необходимостью:

— не только признавать его, «Не-Интересного», существование неотложным, «напрягающим» своим бытием, скачущим почти в шизофреническом ритме («царство срочности», графики полны, время выходит за рамки работы / большая сила индивидуальной организации жизни, гиперактивность),

— не только оказываться в его («Не-Интересного» / «Великого Зверя» / «Другого») «пасти» («Попадалово»), постоянно получать удары его («Черного Лебедя») «клюва»,

— но и осознать, что ответов на противостояние ему из всего возможного набора культурного опыта, широкого спектра художественных феноменов и инновационных социальных сетей, которыми постоянно и изощренно жонглирует Постмодерн, не существует…

Лола Елистратова считает, что выходом может быть то, что найдено многими попытками поиска умиротворения: замедление ритма жизни и упрощение образа жизни, меньшая зависимость от общества потребления, от социального времени и благосостояния, сохранение священных пространств и традиционных видов деятельности… [Елистратова Л. Гипермодерн начала XXI века // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/05/xxi.html ]. «. В качестве примера самоорганизации нового поколения можно привести популярный life-style журнал «Кинфолк», вокруг которого сложился свой круг ценителей и единомышленников. Несколько лет назад трудами наших энтузиастов — в частности, Александра и Татьяны Илларионовых — было открыто представительство в России и налажен ежемесячный выпуск журнала на русском языке. «Кинфолк» пропагандирует размеренный ритм жизни, экологичность, естественность, простоту, искренность, красоту ручного труда, семейные ценности, эстетический минимализм и совершенство дизайна» [Гусев А., Серова М., Гагин В. Метамодернизм – выход из здания суда? // Метамодерн. – 2016. – 29.01. – http://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ ].

Другие указывают, что действенным для «великого возвращения» ценностей, уничижённых Постмодерном и установленных им «заменителей» (вместо Красоты — гламур, вместо Справедливости – успех, вместо Истины – рейтинг, вместо Любви – похоть, вместо Жизни – иллюзии), окажется рецепт автора «Космологии духа» Э. Ильенкова: «… Смысл оригинальности состоит вовсе не в том, чтобы изо всех сил выпячивать свою «от других отличность», а в том, чтобы лучше, чем другие, выразить Всеобщее» (Цветков А. О последенем советском марксисте // http://primerussia.ru/article_materials/291 ). Как ранее это сделали Августин и другие святые отцы Средневековья, Леонардо и другие титаны Возрождения, Френсис Бэкон и другие гекатонхейры Просвещения, Гёте и другие гиганты Классицизма, Рембо и другие гении Модернизма…

Но кроме «творцов-креаторов» должны быть и те, кто будет усваивать и распространять предложенные ими ценности. Должны быть люди, которые А.и Б. Стругацкими («Попытка к бегству», гл. 7) определяются как «хотящие странного», т.е. диссиденты в буквальном, изначальном смысле этого слова (как ранее «странными» для мира были христиане, буржуа, протестанты, романтики, битники). Их появление возможно только путем «сеяния сомнения» в устоявшихся понятиях.

Чем модерн отличается от постмодерна

Эмоциональное отрицание предшествущего

Деловое использование предшествующего

Первичность как позиция

Вторичность как позиция

Оценочность в самоназвании: «Мы — новое»

Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»

Преобладание идеального над материальным

Вера в высокое искусство

Фактическая культурная преемственность

Отказ от предыдущей культурной парадигмы

Отчетливость границы искусство-неискусство

Всё может называться искусством

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.

Таким странным образом постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней—это не производитель, а апроприатор… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс). Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность» (Ж. Бодрийяр).

Читать еще:  Какие праздники выходные

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая

Маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и Барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки-Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского дискурса.

Эти вышеназванные свойства позволяют некоторым исследователям ставить знак равенства между постмодернизмом и китчем. Трудно согласиться с такой радикальный интерпретацией. Китч, как стилистическая основа массовой культуры, мэйнстрима, безусловно заимствует, но не из лона мировой традиции и классики, а фактически из самого себя, опираясь при этом исключительно на сиюминутную массовую моду. Кроме того, в китче подражание высокой культуре (без использования при этом ее достижений и духовного потенциала) носит принципиально серьёзный, можно сказать, пафосный и высокопарный характер, несомненно придающий китчу явный налёт пошлости (являющейся его неотъемлемым стилистическим признаком).

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции. Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма

Синтетичность или синкретизм — в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Вот почему для постмодернистской практики, будь то кино, литература, архитектура или иные виды искусства, весьма характерны исторические аллюзии.

В настоящее время постмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.

Между тем, критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть Автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, хочется обратить внимание на его бесспорные обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф.Ницше).

Читать еще:  Чем мазать солнечные ожоги

В чём разница?

Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе

Ключевое различие между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе заключается в том, что Модернистские авторы сознательно покончили с традиционными стилями письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях, тогда как Постмодернистские авторы сознательно использовали смесь более ранних стилей в своих произведениях.

Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. На оба этих движения большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Модернизм в литературе
  3. Что такое Постмодернизм в литературе
  4. Сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе
  5. В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
  6. Заключение

Что такое Модернизм в литературе?

Модернизм — литературное движение, которое стало популярным в начале двадцатого века. На этот стиль письма также сильно повлияли такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация. Подобные события заставили людей подвергнуть сомнению основы западного общества и будущее человечества. Таким образом, модернистские авторы начали писать об упадке цивилизации, внутреннего я и сознания. Их работы также отражают чувство разочарования и фрагментации.

Поток сознания (метод повествования, изображающий бесчисленные мысли и чувства, проходящие через разум) был широко используемой техникой в ​​модернистских произведениях. Кроме того, писатели также использовали иронию, сатиру, а также сравнение, чтобы указать на недостатки общества.

Писатели модернизма

  • Анна Ахматова (1889—1966)
  • Андрей Платонов (1899-1951)
  • Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
  • Герман Гессе (1877-1962)
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)

Что такое Постмодернизм в литературе?

Постмодернистская литература — это форма литературы, делающая упор на повествовательные техники, такие как фрагментация, ненадежный рассказчик, пародия, мрачный юмор и парадокс. Постмодернизм приобрел известность после Второй мировой войны, и его часто рассматривают как ответ или реакцию против модернизма. В результате авторы постмодерна часто подчеркивают возможность множественных значений в одном литературном произведении или полное отсутствие смысла. Вот некоторые распространенные литературные приемы в постмодернизме:

Стилизация — беря различные идеи из предыдущих работ и стилей и склеивая их вместе, чтобы создать новую историю

Временное искажение — нелинейная временная шкала и фрагментарный рассказ

Метапроза — информирование читателей о вымышленном характере текста, который они читают

Интертекстуальность — признание предыдущих литературных произведений в литературном произведении

Магический реализм — включение волшебных или нереальных событий в реалистическую историю

Максимализм — очень подробное, неорганизованное и долгое написание

Минимализм — использование общих и неисключительных символов и событий

Кроме того, авторы постмодерна также использовали такие приемы, как ирония, мрачный юмор, парадокс, пародия, фрагментация и ненадежные рассказчики.

Некоторые примеры постмодернистских работ

  • «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
  • «Жизнь Пи» Янна Мартела
  • «Каннибал» Джона Хоукса
  • «Уловка-22» Джозефа Хеллера
  • «Химера» Джона Барта

В чем сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе?

  • Модернизм и Постмодернизм отражают отсутствие безопасности, дезориентацию и фрагментацию 20-го века.
  • На них большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.

В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе?

Модернизм — это движение в литературе, которое было доминирующим в 20-м веке, характеризуемое сильным и преднамеренным отходом от традиционных стилей прозы и поэзии. Напротив, Постмодернизм был ответом против модернизма он опирался на повествовательные методы, такие как ненадежный рассказчик, фрагментация, пародия и т.д. Анна Ахматова, Андрей Платонов, Эрнест Хемингуэй, Герман Гессе, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — некоторые примеры писателей-модернистов. Томас Пинчон, Джозеф Хеллер, Джон Барт, Владимир Набоков, Умберто Эко, Ричард Калич, Джаннина Браски, Джон Хоукс и Курт Воннегу — вот некоторые примеры авторов Постмодернизма.

Модернистские авторы сознательно оторвались от традиционных стилей письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях. Поток сознания был основной техникой, введенной во время этого движения. Тем не менее, постмодернистские писатели сознательно использовали смесь более ранних стилей. Они также использовали такие методы, как фрагментация, интертекстуальность, ненадежный рассказчик, пародия, черный юмор и парадокс. В этом главное отличие Модернизма от Постмодернизма в литературе.

Заключение — Модернизм против Постмодернизма в литературе

Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе зависит от их тем и литературных и повествовательных приемов.

Источники:

http://www.proza.ru/2016/03/17/170
http://studbooks.net/604070/kulturologiya/osnovnye_traktovki_ponyatiya
http://raznisa.ru/raznica-mezhdu-modernizmom-i-postmodernizmom-v-literature/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector