Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы

Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы

Цели:

  1. расширение представления о “чудесном” через анализ художественного произведения;
  2. развитие умения анализировать текст художественного произведения, вычленять главное, работать в команде;
  3. воспитание бережного отношения к слову, к искусству слова, уважительного отношения к чужому мнению, воспитание учащихся через ознакомление с биографией Н.И.Пирогова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам литературных произведений. Прежде чем приступим к работе, создадим эмоциональную атмосферу нашего занятия. Для этого, слушая поэтические строки, определим, какие чувства и ассоциации вызвали они у вас.

2. “Разминка”.

Задание.

Какие чувства и ассоциации вызвали у вас поэтические строки.

Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Учитель, проведя фронтальный опрос, подводит итог, сообщая, что предметом обсуждения на этом уроке станет “чудесное”. Тему занятия преподаватель не озвучивает, её учащиеся определят самостоятельно в конце работы.

3. “Покопаемся в памяти”. Мозговой штурм.

- Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на занятии. А что мы знаем о “чудесном”? Поможет нам систематизировать и структурировать имеющиеся сведения о “чудесном” данная таблица.

Задание.

Заполните таблицу.

Работают учащиеся в течение 2 мин. в парах.

Таблица.

Определение Словосочетание Синонимы Однокоренные слова

Затем учащиеся представляют результаты своей работы, на данном этапе принимаются все версии, всё фиксирует в таблице, которая представлена на доске, учитель.

- В таблице мы зафиксировали ваше представление о “чудесном”. Далее мы продолжим работу с данным понятием, опираясь на текст рассказа “Чудесный доктор” замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна.

Учащиеся знакомы с текстом, это было домашним заданием.

III. Стадия осмысления.

1. Работа с текстом.

Задание.

Работая в группах, ответьте на вопросы, подготовьтесь представить свой ответ в устной и письменной форме.

В письменной форме должен быть представлен не собственно текст, а лишь ключевые слова, на основе которых, отвечающий у доски учащийся должен построить ответ на поставленный вопрос.

Задания группам.

1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи Мерцаловых до встречи с доктором.
2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ Мерцалова?
3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым?
4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание – “…главное никогда не падайте духом”?
5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? Почему?

IV. Стадия рефлексии.

1. Представление работы в группах.

Учащиеся представляют результаты работы групп.

  1. На доску вывешиваются листы с ключевыми словами, один из представителей группы отвечает возле доски, остальные на местах зачитывают отрывки из произведения, подтверждающие правильность высказываемых предположений.
  2. Обсуждение представленных результатов.
  3. Беседа.

- Почему имя главного героя мы узнаём только в конце произведения? Как вы думаете, с какой целью автор не вынес его в заглавие?

2. Заполнение маркировочной таблицы.

Задание.

Проанализировав всё вышесказанное, заполните маркировочную таблицу.

Ответы учащихся учитель фиксирует в таблице, с которой работали в начале занятия, при этом всю новую информацию записывает мелом или маркером другого цвета. Если ответы совпадают с теми, что были уже отмечены, то их в таблицу вновь не записывает, а обводит те, что были.

- Опираясь на таблицу, расскажите, что нового вы узнали о “чудесном” после работы с текстом рассказа?

Сопоставление данных из маркировочной таблицы с определением, данным в толковом словаре.

- Наша таблица заполнена, таким мы увидели “чудесное” сегодня на занятии, но мы помним о том, что всегда соотносим свои ответы, определения с определениями, данными в толковом словаре. Сравним наши ответы со словарной статьёй. Какие выводы мы сделаем?

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна.

  1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.
  2. Чудный, очень хороший. Чудный день.// сущ. Чудесность, -и, ж.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что “чудесное” это не обязательно что-то сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому горю, и отзывчивость, и бескорыстность - то есть самые обыкновенные вещи, но они способны творить чудеса.

3. Подведение итогов урока.

1. Определение темы урока.

Учитель помогает учащимся, если в этом есть необходимость, сформулировать тему занятия, а затем фиксирует её на доске.

2. Задание.

Прослушав сообщение, ответьте на вопрос: “Каким человеком был доктор Пирогов не на страницах художественного произведения, а в жизни?”

Сообщение учителя о докторе Пирогове (презентация).

3. Домашнее задание.

  1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: “Как изменилось моё представление о “чудесном” после прочтения рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”?”
  2. Подготовьте сообщение о человеке, которого по какой-либо причине можно назвать чудесным.

4. Заполнение и презентация трансфертных листов.

Трансфертные листы:

  1. Моё настроение.
  2. Цветовая гамма, с которой ассоциируется урок.
  3. Что у меня сегодня получилось.
  4. Над чем нужно поработать.

5. Заключительное слово учителя. Оценка деятельности учащихся.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект логопедического (группового) занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях" :: Урок математики по теме: "Волшебные цифры" :: Проект урока математики по теме "Деление многозначных чисел с остатком". 3-й класс :: Интегрированный урок обучения грамоте и письму по теме "В гости к шипящим" :: Управленческий семинар как механизм профессионального развития управленческих кадров :: О теле и душе ( Testről és Lélekről ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / ОГОГО Обстановочка / Тумбочка Uno ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD