Конспект урока литературы в 11-м классе.Поэты–футуристы."Иронизирующее дитя" и "Гений" Игорь Северянин

Цель урока: познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества.

Оборудование урока: репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, В.Татлина; портрет поэта; портреты поэтов-футуристов; диски с музыкой Прокофьева, звучание скрипки; презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихов и их анализ; просмотр презентации; работа с репродукциями картин; творческая работа; реализация индивидуального домашнего задания.

Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя -
кстати ль?..
Пусть песнь твоя – мгновенья звук
пустой, -
Поверь, найдётся почитатель.

И. Северянин.

I. Проверка домашнего задания.

1. Футуризм. Группировки.

Футуризм – авнгардистское течение, открыто провозгласившее ломку живого поэтического языка, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Группировки:

Группировки

“Гилея”

Петербургские эгофутуристы

“Мезонин поэзии”

“Центрифуга”

Местонахождения

Москва

Петербург

Москва

Москва

Представители

В.Маяковский

Д.Бурлюк

В.Хлебников

В.Каменский

А.Кручёных

И.Северянин

Г.В.Иванов

И.В.Игнатьев

К.Олимпов

В.Гнедов

П.Широков

В.Шершеневич

Хрисанф

К.Большаков

Р.Ивнев

Б.Лавренёв

С.Бобров

И.Аксёнов

Б.Пастернак

Н.Асеев

Божидар

Сборники

“Дохлая луна”

“Молоко кобылиц”

 

“Вернисаж”

“Пир во время чумы”

“Крематорий здравомыслия”

“Руконг”

“Лирень”

“Второй сборник “Центрифуги”

2) Основные принципы футуризма.

- Отказ от традиционной культуры.

- Анархическое бунтарство.

- Абсолютная свобода творчества.

- Отказ от литературных и языковых норм.

- Устремлённость в будущее.

- Неприятие буржуазной морали.

- Эпатаж как средство воздействия на публику.

II. Эгофутуризм Игоря Северянина.

1. Чтение стихотворения учителем.

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.

- Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?

III. Презентация. Готовят ученики.

- После представления презентации ребята, готовившие её, делают выводы.

Имя Игоря Северянина сейчас мало кому известно. Это не удивительно по многим

причинам. Советское время отпечатало на имени поэта слова “декадентщина”, “северянщина”, его стихи были запрещены, как идеологически вредные. Первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 году. Поэзия И.Северянина ещё ждёт своего читателя. И не случайно Андрей Вознесенский нашёл столь изысканные слова для оценки его творчества: Игорь Северянин – форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной. Как музыкально поэт пишет о России: “На реке форелевой уток не расстреливай”.

“Лирический ироник” - так сам поэт определил свой стиль в поэзии. Знаменитая строчка “Я, гений – Игорь – Северянин”, которую многие считают программной, при внимании к контексту оказывается лишь озорной позой. Ведь в другом стихотворении он называет себя совсем по-другому:

…Я – соловей, я – сероптичка,
И песня радужна моя,
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края…

IV.

Слово учителя: Знаменитым он стал после выхода сборников стихов “Громокипящий кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913-1915 г.г.). Поэзия Северянина имела мало общего с западным футуризмом. В ней причудливо переплелись образы “олуненных оленей” и “муаровых платьев”, шампанского “фарфорового гроба”, “ягуарового пледа” и “ландолета бензинового”. Поэт воспевал вычурные атрибуты полуаристократической жизни, наполненной ритмами музыки. В своих стихах он воссоздал мир “золотой молодёжи” в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.

V. Чтение учениками стихотворений: “Я, гений Игорь Северянин…”, “В блёсткой тьме”, “Январь”, “Мороженое из сирени!”, “Ананасы в шампанском”.

Владислав Ходасевич: “Футурист – слово это не идёт к Игорю Северянину. Если нужно прозвище, то для Игоря Северянина лучше всего его образовать от слова “презан” (настоящее). Его поэзия необычайно современна, и не только потому, что в ней говорится об аэропланах, кокотках и т.д., а потому, что чувства и мысли поэта суть чувства и мысли современного человека, душа – душа сегодняшнего дня”.

VI. Реализация домашнего задания.

Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Именно Северянину принадлежит открытие нового жанра эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Это были поэзоконцерты, где Северянин нараспев читал свои поэзы, рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: “Кто не слушал меня, тот меня не постиг”. Чтение им своих поэз сравнивали с пением Вертинского.

- Прослушивание одной из песен Вертинского.

Ученик: Поэт появляется на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликёрной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, всё более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах всё время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных поэз, что его сюртук, орхидея и даже поза – провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда.

VII. Эгофутуризм.

В 1911 году Игорь Северянин создал вместе с сыном Фофанова К.Олимповым группу “Эгофутуристов”.

- Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?

(Название “эгофутуризм” ставит в центр “эго”, то есть “Я” поэта, отсюда “самовозвеличивание”, раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал – стихи о “красивостях” жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству.)

VIII. Программа “эгофутуризма”:

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.

- Оцените лозунги “эгофутуризма” - где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!

  1. Душа – единственная истина.
  2. Самоутверждение личности.
  3. Поиски нового без отвергания старого.
  4. Осмысленные неологизмы.
  5. Смелые образы, эпитеты.
  6. Борьба со “стереотипами”.
  7. Разнообразие метров.

Поэт провозглашает ценность каждой личности: “Жизнь человека одного – Дороже и прекрасней мира”, отмечает двойственность мира: “И в зле – добро, и в добром – злоба”, выводит иерархию настоящих ценностей: “Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!”

IX. Анализ стихотворений: “Игорь Северянин”, “Ананасы в шампанском”.

X. Чтение учащимися выбранных самостоятельно стихов о России.

Всё самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. Но его отношение к России никогда не было “ура – патриотическим”. Он любил её, как любят порой больного ребёнка.

XI. Выводы.

- Почему же всё – таки его стихи были интересны читателю, публике?

Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Вслед за наукой, радикально изменившей представление о пространстве, времени и движении, искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.

- Что же объединяло Игоря Северянина с футуристами?

Главное, что объединяло Северянина с футуристами, это утверждение права на свободное словотворчество, требование обновления слова, рифмы, ритма. Вообще говоря, эго – футуристические декларации Игоря Северянина очень условны. Его творчество не вписывается ни в одно из направлений времени. Да так ли это важно? Ведь главное в искусстве во все времена – выдающиеся произведения и яркие личности.

Обратимся к словам Н.Гумилёва: “Талант его (Северянина) как художника значителен и бесспорен. Если порой изменяет ему чувство меры, если в стихах его встречаются безвкусицы, то всё это искупается неизменностью музыкального напева, образностью речи и всем тем, что делает его не похожим ни на кого из других поэтов…Игорь Северянин – поэт Божией милостью”.

Ф.Сологуб: “Люблю стихи Игоря Северянина… Я люблю их за их лёгкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение”.

К.Чуковский: “Это неотразимо лирическая песенность, я восхищаюсь звуковой выразительностью многих его “поэз”.

Домашнее задание: проанализировать одно из стихотворений И.Северянина.

Читать еще:


Новые материалы:

План-конспект открытого урока по теме "Meet my family". 6-й класс :: Лингвистические игры в 5–6-х классах :: Открытый урок по теме "Знакомство со Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским женским монастырем" :: Лексико-грамматический тест по теме "My Dream" для подготовки учащихся к Международному детскому конкурсу на английском языке "Good Luck" :: Открытый урок по английскому языку на тему "The town of masters" :: Дом моих кошмаров ( Bethany ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Спальни/Каталог/Спальни/Модульные системы для спальни / HomeMe / Модульная система Диамант вариант №3 (белый) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD