Занятие элективного курса по русскому языку "Трудные случаи правописания" в 9-м классе на тему "Правописание Н и НН в разных частях речи"

Занятие элективного курса по русскому языку "Трудные случаи правописания" в 9-м классе на тему "Правописание Н и НН в разных частях речи"

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “Правописание -н- и -нн- в разных частях речи”.

Задания:

1. ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛО.

1. В каких суффиксах прилагательных, образованных от существительных, пишется -нн-? Введите через запятую. (онн, енн)
2. В каком прилагательном-исключении пишется суффикс -ен-? (ветреный)
3. В каких суффиксах прилагательных пишется одна буква -н-? Введите через запятую. (ан, ян, ин)
4. Укажите прилагательные-исключения, в которых пишется суффикс -янн-. Введите через запятую. (оловянный, деревянный, стеклянный)

5. В прилагательных, образованных от существительных с основой на -н- при помощи суффикса -н-, пишется:

  • н.
  • нн.

6. В наречиях, образованных от прилагательных с двумя буквами -нн-, пишется:

  • н
  • нн.

7. При наличии приставки, кроме не- и полу-, в причастиях пишется:

  • н
  • нн.

8. При наличии зависимых слов у причастий пишется:

  • н
  • нн.

9. В полной форме отглагольных прилагательных при наличии суффиксов -ова-, -ёва- пишется:

  • н
  • нн.

10. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется:

  • н
  • нн.

11. При отсутствии приставок, зависимых слов и суффиксов -ова-, -ёва- в причастиях и отглагольных прилагательных пишется:

  • н
  • нн.

12. В кратких страдательных причастиях пишется:

  • н
  • нн.

13. В наречиях, образованных от прилагательных, пишется:

  • н
  • нн
  • столько н, сколько в полной форме прилагательного.

2. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ.

Ели они варе..ики (н) со сметаной, сви..ину (н) с кашей, пампушки с медом.
Большая соломе..ая (нн) крыша почернела от времени.
Иные мне нужны картины: люблю песча..ый (н) косогор, перед избушкой две рябины, калитку, слома..ый (нн) забор.
Каме..ая (нн) площадка приятно охладила разгоряче..ые (нн) подошвы.
Тень усталости лежала на ю..ом (н) лице.
Сердца их гневом стесне..ы (н), уж копья броше..ы (н) далеко.
О прошлом грезит конопля..ик (н).
На краше..ый (нн) масля..ой (н) краской пол упали лучи солнца.

3. СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА.

Некраше..ая дверь (н)
Домотка..ая скатерть (н)
Незва..ые гости (н)
Проще..ое воскресенье (н)
Пушистая листве..ица (н)
Багря..ый лист (н)
Густонаселе..ый район (нн)
Ране..ый солдат (н)
Полужаре..ый окунь (н)
Незасея..ое поле (нн)
Варе..ое в собственном соку мясо (нн)
Лекарстве..ое растение (нн)
Безветре..ый день (нн)
Утка зажаре..а (н)
Малоезже..ая дорога (н)
Девочка воспита..а (нн)
Чека..ый рубль (нн)
Латаный-перелата..ый пиджак (н)
Полуде..ый свет (нн)

4. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ.

“Изменники! Подсунуть мне бесприданицу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаяно визжал он, возмущено скача на кованном сундуке, застеленном продраной клеенкой. “Она невоспитана и необразована, неслыханно глупа и невидано уродлива, к тому же и вовсе без приданного”, - кричал он, швыряя дранный башмак в недавно купленный соломеный абажур лимонного цвета. Брошеная вслед за ним палка копченной колбасы угодила в стекляную вазу, наполненную дистиллированой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженую, крашеную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленым видом жавшейся у двери.

“Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери.

5. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.

Отметьте примеры, где следует писать НН:

  • высуше..ые грибы +
  • сорва..ые цветы +
  • вяза..ый свитер
  • крепко заваре..ый чай +

Отметьте примеры, где следует писать Н:

  • заброше..я дача
  • берестя..ик +
  • сорва..ые травы
  • коше..ый клевер +

Отметьте примеры, где следует писать НН:

  • лише..ый наследства +
  • лимо..ый сок +
  • балова..ый сын +
  • глиня..ый горшок

Отметьте примеры, где следует писать Н:

  • посажё..ый отец +
  • серебротка..ый бархат +
  • задолже..ость по заработной плате
  • жема..ый юноша

6. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.

В кулинарном училище выпускной вечер, и в гости..ой сервирова..ы столы. На белоснежной скатерти расставле..ы туго накрахмале..ые полотня..ые салфетки и разложе..ы стари..ые серебря..ые ножи и вилки. Все блюда сегодня приготовле..ы выпускниками, и гостям предложе..о назвать лучшее. Кушанья подаются небольшими порциями, и, отведав всего понемногу, гости сделают свой выбор.

На многих незабываемое впечатление произвели салат из копченой рыбы, заправле..ый лимо..ым соусом, и фарширова..ые грибами недозрелые помидоры, однако некоторым это показалось вовсе не вкусным. То ли предложе..ые закуски были для них слишком нетрадицио..ы, то ли, напротив, недостаточно оригинальны.

Восхитило разнообразие горячих блюд. Здесь были и свиные отбивные, и запече..ая в неглубоких глиня..ых горшочках баранина, и жаре..ый лещ… Не остались незамече..ыми ни гуси..ая печень с пече..ыми яблоками, ни туше..ый в сметане кролик. Продукты, как видите, самые незамысловатые, зато ничто не пересоле..о, не пережаре..о, а это и есть искусство. Гости неуста..о жевали и, не успев доесть одно блюдо, приступали к другому. Но подли..ым шедевром был торт из мороже..ого, выполне..ый в виде не то высоче..ой башни, не то горного пика.

В кулинарном училище выпускной вечер, и в гостиной сервированы столы. На белоснежной скатерти расставлены туго накрахмаленные полотняные салфетки и разложены старинные серебряные ножи и вилки. Все блюда сегодня приготовлены выпускниками, и гостям предложено назвать лучшее. Кушанья подаются небольшими порциями, и, отведав всего понемногу, гости сделают свой выбор.

На многих незабываемое впечатление произвели салат из копченой рыбы, заправленный лимонным соусом, и фаршированные грибами недозрелые помидоры, однако некоторым это показалось вовсе не вкусным. То ли предложенные закуски были для них слишком нетрадиционны, то ли, напротив, недостаточно оригинальны.

Восхитило разнообразие горячих блюд. Здесь были и свиные отбивные, и запеченная в неглубоких глиняных горшочках баранина, и жареный лещ… Не остались незамеченными ни гусиная печень с печеными яблоками, ни тушенный в сметане кролик. Продукты, как видите, самые незамысловатые, зато ничто не пересолено, не пережарено, а это и есть искусство. Гости неустанно жевали и, не успев доесть одно блюдо, приступали к другому. Но подлинным шедевром был торт из мороженого, выполненный в виде не то высоченной башни, не то горного пика.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок информатики по теме "Что такое пиксель" :: Планы вводных уроков по теме "Основы языка разметки гипертекста HTML" (9-й класс, по программе Н.В. Макаровой) :: Проблемы использования электронных учебников в процессе преподавания информатики :: Графический редактор Paint :: Информационно-ценностный подход в обучении чтению по технологии А.М. Кушнира :: Леди Макбет ( Lady Macbeth ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Столы/Кухонные и обеденные/Деревянные столы / Levmar / Стол-консоль Levmar ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD