Межпредметные связи математики и предметов естественно-научного цикла

Межпредметные связи математики и предметов естественно-научного цикла

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Класс Предмет Учебная тема Математическое содержание
9,10 Физика Равноускоренное движение Линейная функция, производная функции
7, 8,10   Движение, взаимодействие тел. Электричество Прямая и обратная пропорциональная зависимость
9,10   Механика Векторы, метод координат, производная, функция. График функции
11   Оптика Симметрия
9,10   Кинематика Векторы, действия над векторами
10,11 Информатика Алгоритм, программа Уравнения, неравенства
6 География Изображение земной поверхности Масштаб, координаты на плоскости
8,9 Химия
  • Масса, объем и количество вещества,
  • Задачи с массовой долей выхода продукта реакции
  • Расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси
  • Растворы
  • Определение формулы вещества по массовым долям элементов
Уравнения, проценты
8 Черчение
  • Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
  • Аксонометрические проекции. Деление окружности на равные части, сопряжение
Параллельность, перпендикулярность прямых, измерение отрезков и углов, окружность, масштаб, параллельное проецирование
10,11 Экономика   Проценты, уравнения, неравенства

Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.

Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет математическое моделирование. Можно привести множество примеров того, как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не связанные друг с другом закономерности реального мира. При изучении линейной функции у = кх + b полезно показать учащимся, что она может описывать зависимость между длиной стержня и температурой нагревания: l = l0(1+α t), между объемом газа и его температурой при постоянном давлении: V = V0 (1+α t) (закон Гей-Люсака),давлением и температурой газа при постоянном объеме: p = p0 (1+β t) (закон Шарля), скоростью и временем при равноускоренном движении: ʋ = ʋ0 + at и т. д. При изучении квадратичной функции y = ax2 можно привести примеры зависимости пути от времени при равноускоренном движении , формулу мощности электрического тока P = I2R при постоянном сопротивлении и другие формулы.

Моделирование как метод познания включает в себя:

  • построение, конструирование модели;
  • исследование модели(экспериментальное или мысленное);
  • анализ полученных данных и перенос их на подлинный объект изучения.

Решая прикладные задачи, мы проходим названные выше три этапа:

  • построение модели (перевод условия задачи с обыденного на математический язык)
  • работа с моделью (решение уравнения, неравенства и т. д.)
  • ответ на вопрос задачи

Можно проиллюстрировать сказанное на примере системы задач с физическим содержанием при изучении темы “Векторы” в 8–9-х классах на примере раздела “Динамика”. Векторные умения и навыки отображают модельный характер этого материала. Графические упражнения позволяют учащимся перевести физическую ситуацию на геометрический язык и получать информацию о физических явлениях с помощью геометрической модели векторного пространства. (См. Приложение 1)

У многих учеников вызывают затруднения задачи на смеси и сплавы. Вероятно, это связано с тем, что таким задачам в школьном курсе математики уделяется совсем мало внимания. Вместе с тем они входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, нередко включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

При решении задач данного типа полезно пользоваться наглядной моделью — схемой, в которой смесь (раствор, сплав) изображается в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты в соответствии с числом входящих в нее (в него) компонентов, а непосредственно при составлении уравнения — проследить содержание какого-нибудь одного компонента. (См. Приложение 1)

С целью совершенствования химических и математических знаний и умений учащихся можно предложить задачи на применение графиков.

Пример.

  1. Пользуясь графиком, определите количество энергии, выделяющейся при образовании15г серной кислоты в результате гидратации оксида серы.
  2. Какая химическая реакция имеет наибольший тепловой эффект?
  3. Определите к1, к2,…к6 в функциях, графики которых изображены на рисунке.

Можно предложить задачи межпредметного характера в ходе изучения других математических тем. (См. Приложение 1)

Хорошим источником материала для проведения уроков алгебры является тетрадь с печатной основой авторов Беленкова Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. “Математика 5”, “Математика 6. Задания для обучения и развития учащихся” и пособие “Алгебра 7 класс”, “Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся”, ориентированное на развитие мышления и творческих способностей.

Выполнение предлагаемых заданий позволяет расширить кругозор учащихся, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности учителей. Поэтому данная проблема требует целенаправленного руководства со стороны заместителя директора по учебно-воспитательной работе и методического совета школы.

Категория педагогических работников Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей
Молодые специалисты Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам
Учителя с опытом работы от 1 до 3 лет Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности
Учителя со стажем работы свыше 15 лет Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую последовательность этапов:

  1. Повышение интереса учителей, показ значимости межпредметных связей в обучении. Выбор и распределение методических тем.
  2. Изучение учителями литературы, обучение их методическим приемам осуществления межпредметных связей, обобщение опыта учителей.
  3. Организация экспериментальной работы с привлечением всего педагогического коллектива.
  4. Организация комплексного, всестороннего использования межпредметных связей по всем предметам.
  5. Конкретизация методических тем и сочетание различных видов работы над общими темами в целях решения общих учебно-методических задач.

Таким образом, современная концепция межпредметных связей предметов естественно-математического цикла ориентирует учителей на систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок "Noise Pollution" ("Шумовое загрязнение"). 10–11-й класс :: Зимние Олимпийские игры во Франции :: Спортивная одежда и инвентарь :: Useful Tasks for Passing State Exams :: Использование новых информационных технологий на уроках в начальной школе :: Ужас Амитивилля: Пробуждение ( Amityville: The Awakening ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для сада/Плетеная/Столы / 4sis / Стол обеденный Прато ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD