Урок по теме "Построение изображений, полученных с помощью линз"

Тип урока: усвоения новых знаний.

Метод обучения: проблемно – поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: коллективная и индивидуальная работа.

Цели урока:

Образовательные: Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, расширение кругозора учащихся, развитие речи, закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.

Воспитательные: воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач; воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока:

  1. Экспериментальное наблюдение изображений светящейся точки, даваемое линзой.
  2. Построение хода лучей через собирающую и рассеивающую линзы.
  3. Выяснение условий, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них.
  4. Построение изображения предмета.

Формируемые умения: выполнение графических заданий, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты экспериментов, работать по алгоритму, делать выводы.

Предполагаемый результат: учащиеся должны уметь на практике применять основные понятия, характеризующие линзы; строить изображение предмета в тонкой линзе (собирающей и рассеивающей) и давать ему характеристику.

Место урока в учебном плане. Тема "Построение изображений, полученных с помощью линз" – пятый урок в теме "Световые явления". Особенность данного урока заключается в том, что за малое время (1 урок) учащимся необходимо научиться активно использовать большое количество новой теоретической информации (понятия, определения, характеристики) и выполнить достаточное количество графических задач, развивающих воображение и точность выполнения построений. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике. (Учебник "Физика-8", авторы А.В. Перышкин, Н.А. Родина)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЦОР "Линзы" (автор Архипов С.Н., учитель физики и информатики МОУ “СОШ №41” г. Норильска, опубликован на сайте "Региональные коллекции цифровых ресурсов"(http://collection.cross-edu.ru), источник света (лампочка с источником тока), собирающая и рассеивающая линзы, дидактические карточки для контроля знаний в 4-х вариантах (Приложение 1).

План урока

Этап занятия Действия педагога Действия учащихся Форма работы Ожидаемый результат
Организационный (1 мин) 1. Сообщает тему, цель и план урока. Слушают учителя коллективная Ученики готовы к работе на уроке
Актуализация знаний (5 мин) Ставит основополагающий вопрос: Всегда ли можно верить своим глазам? Отвечают на вопросы учителя. Коллективная

индивидуальная

Ученики нацелены на восприятие новых знаний.
Проводит устный опрос:
  • Что такое линзы?
  • Что называют главной оптической осью?
  • Какую точку называют фокусом линзы?
  • Что такое фокусное расстояние?
  • Почему выпуклую линзу называют собирающей?
  • Почему вогнутую линзу называют рассеивающей?
Отвечают на вопросы учителя. Коллективная

индивидуальная

Ученики повторили ранее изученные понятия и определения, характеризующие линзу.
Изучение нового материала

(15 мин)

1.Демонстрирует эксперимент: формирует с помощью собирающей линзы на экране различные изображения светящейся точки и обсуждает с учащимися вопросы:

– Как меняется изображение светящейся точки при перемещении источника света вдоль главной оптической оси.

– Куда смещается изображение, если источник света перемещать выше (ниже) главной оптической оси.

2. Аналогично демонстрирует эксперимент с рассеивающей линзой.

Наблюдают за экспериментами.

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективная

индивидуальная

Учащиеся формулируют выводы по эксперименту, приобретая знания о характере изображения в линзах.
3.Формулирует задание:

– Построить изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между линзой и фокусом линзы.

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) (Приложение 2):

– КОЗ №1. Какова последовательность действий при построении изображения?

– КОЗ №2. Какие критерии характеристики изображения можно выделить?

– КОЗ №3. Какова характеристика изображения, даваемого собирающей линзой, если d < F?

Один ученик у доски остальные в тетрадях строят изображение.

Выполняют КОЗ №1.

Выполняют КОЗ №2.

Выполняют КОЗ №3.

Коллективная

индивидуальная

Учащиеся овладевают алгоритмом действий по выполнению графического построения изображения, даваемого линзой.

Формулируют критерии, характеризующие изображение в линзе.

Дают характеристику изображения, даваемого собирающей линзой, если d<F.

4. Оценивает и по мере необходимости дополняет ответы учащихся.      
Закрепление знаний (8 мин) 1. Формулирует задание для учащихся: КОЗ №3. Построить изображение, даваемое собирающей линзой и охарактеризовать его, если d > 2F (1 вариант), F<d<2F (2 вариант) Выполняют задание Индивидуальная Учащиеся отрабатывают навыки графического построения изображения, даваемого линзой.

Дают характеристику полученного изображения по выработанным критериям.

2. Использование ЦОР "Линзы":

– демонстрация построения изображений, даваемое собирающей линзой, если d>2F (1 вариант), F<d<2F (2 вариант);

– демонстрация построения изображения, даваемого рассеивающей линзой.

Наблюдают демонстрацию, проверяют выполненные задания. Коллективная

индивидуальная

Получают новые знания о построении изображения в собирающей линзе и его характеристику другого варианта; о построении и характере изображения в рассеивающей линзе.
Контроль знаний

(7 мин)

Объявляет о проведении самостоятельной работе, раздает карточки с заданием. Выполняют самостоятельную работу Индивидуальная Выявляется качество полученных на уроке знаний учащихся.
Итог урока

(5 мин)

1.Задает проблемные и основополагающий вопросы:

– Какие изображения можно получить с помощью собирающей линзы?

– Какие изображения дает рассеивающая линза?

– Всегда ли можно верить своим глазам?

2. Оценивает работу учащихся на уроке.

3.Формулирует домашнее задание: §69. КОЗ №4. Составить таблицу зависимости характера изображения в линзах (собирающей и рассеивающей) от расстояния d от предмета до линзы.

1.Отвечают на вопросы.

2.Записывают домашнее задание.

Коллективная Учащимися получены и усвоены знания по теме урока
Читать еще:


Новые материалы:

Первое сентября – День знаний :: "Педагогическая поддержка – одно из условий успешной реабилитации и социализации детей, нуждающихся в длительном лечении" :: Экологическое ассорти :: Сценарий детского праздника "Эй, славяне!" :: Внеклассное занятие "Доброта истинная и доброта ложная" :: Я заберу твои деньги ( Blood Money ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Олимп-мебель / Кровать Лайф-4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD