Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"

Цели:

  1. Разъяснить учащимся, что такое «политика» и какие существуют виды политики.
  2. Разъяснить учащимся, что такое «власть» и какие существуют формы влияния одних лиц на другие, сформировать умения анализировать взаимоотношения людей в политической сфере.
  3. Пояснить учащимся, кто может выступать в роли субъектов политической жизни, сформировать навыки активного поведения.

Понятийный материал: политика, власть, человек политический, субъекты политики легитимность.

Тип урока: Учебная лекция с элементами беседы.

План:

  1. Что такое политика?
  2. Виды политики.
  3. Что такое власть?
  4. На чем основывается власть?
  5. Способы воздействия на людей.
  6. Человек политический.
  7. Субъекты политики.

Ход урока

В начале урока учитель предлагает учащимся небольшую работу. Нужно вставить в текст пропущенные слова (текс распечатан и выдается каждому ученику):

«Ныне действующая в России Конституция была принята ____________ . Способ принятия ныне действующей Конституции _________. Государственная власть в России разделяется на три ветви _______________________________.
Граждане России имеют право избирать с ____ лет.
Главой государства в России является __________. Он избирается сроком на ____ года.»

(Ответы: 12 декабря 1993 года, референдум, законодательную, исполнительную и судебную, 18 лет, президент, 4 года).

(Работа проверяется сразу, если учащийся не допустил ни одной ошибки, то его можно оценить, основная же цель данного задания – показать, что любой человек, не зависимо от своего социального статуса, интересуется, кто работает в высших органах государственной власти, наблюдает за парламентскими дебатами, ходит на митинги и т.д. и вы, ответив на предложенное задание, это доказали.)

Ребята, мы начинаем изучение темы «Современная цивилизация и политическая жизнь». И первый урок «Политика и субъекты политической жизни».

(Далее учитель говорит о целях урока, предлагает учащимся составить конспект урока и приступает к изложению материала урока).

1. Что такое политика?

Следовательно, главная функция политики – регулятивная.

2. Политическую деятельность можно классифицировать по тем или иным признакам.

Политика регулирует разные сферы общественной жизни; соответственно выделяется политика

По области распределения (приложения) различается политика

По масштабу сообществ, на которые воздействуют политические решения, различается политика

По срокам действия выделяется политика

Задание: Какая это политика:

3. Что такое власть?

Мы уже сказали, что главная функция политики - регулятивная. Но для того, чтобы что-то регулировать, чтобы проводить политику в жизнь, нужна власть.

4. На чем основывается власть?

(Вопрос можно сначала адресовать учащимся).

Американский финансист и политик Генри Моргентау (1891-1967) писал: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».

5. Существуют различные способы воздействия на людей, различные средства осуществления власти над человеком.

(Вопрос можно сначала адресовать учащимся). Британский философ и математик Бертран Рассел (1872-1970) утверждал:

«На человека можно влиять:

  1. посредством прямой физической власти над его телом, т.е. когда его заключают в тюрьму или убивают;
  2. воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, т.е. предоставляя работу или отказывая в ней;
  3. влиянием на взгляды и мнения людей, т.е. пропагандой в самом широком смысле.

А как прийти к власти?

Еще Макиавелли выделил четыре способа достижения власти (их можно при оформлении доски к уроки записать на доске):

Задание: Как достигли власти Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Путин?

Ребята, с властью связано понятие легитимность – способ обеспечения консенсуса, согласия власти и общества, узаконивание власти в глазах граждан.

Задание: В феврале 1598 г. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Но не все признали легитимность его власти. Почему? (Это был не природный царь).

6. Человек политический.

Древнегреческий философ Аристотель в своей книге «Политика» писал

(Высказывание записано на доске):

«Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству».

Но будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности.

Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, 80-90 % – равнодушны, их называют зрители политического театра.

Задание: Подумайте, в какие моменты истории появляется больше актеров политического театра, а в какие преобладают зрители.

Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим.

Б.Рассел разделял политические желания человека на основные и вторичные.

В основную группу входит всё, что необходимо для поддержания жизни: пища, кров, одежда. Невозможность удовлетворения этих потребностей приводит к социальным потрясениям (бунты, восстания, революции и т.д.)

Ко вторичным желаниям человека Б.Рассел отнес те стремления, которые никогда не могут быть удовлетворены полностью. Это стяжательство, тщеславие, любовь к власти.

Стяжательство – алчное накопление денег, имущества; страсть к наживе, приобретательству.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Задание: С каким из этих понятий Вы соотнесете стремление иметь как можно больше благ? Стремление к войне?

7. Субъекты политики.

Мы уже использовали сравнение политики с театром. (А помните у Шекспира «Что наша жизнь – театр. И все мы в нем актеры».)

В политическом театре много актеров, претендующих на главные, второстепенные роли, на роли статистов. Есть в этом театре и зрители7"Ребята, а вы кто в политическом театре? (Ответы учащихся).

Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни. Это может быть гражданин, партия, организация, класс, государство, этнос и т.д.

Сегодня рассмотрим вопрос участия в политике граждан.

Выделяют три группы участников политического театра. В основе классификации -разная степень сознательности участия в политике: (это можно записать на доске)

Задание: Какая из трех моделей участия в политике приложима к поведению персонажей стихотворения А. Галича «О том, как Клим Петрович Коломийцев выступал на митинге в защиту мира»?

В выходной день Клим Петрович, депутат горсовета, кавалер многих орденов, рабочий-ударник сидел дома с женой.

Ну, ни капельки я не был поддавши,
Разве только маленько – с поправкой!
Только принял я грамм сто для почина...
Вижу – к дому подъезжает машина,
И вижу – на ней обкомовский номер!

Повезли Клима Петровича в ДК, на митинг в защиту мира. И вот начал Клим Петрович свою речь:

«... Израильская, – говорю, – военщина
Известна всему свету!
Как мать, – говорю, – и как женщина
Требую их к ответу!
Который год я вдовая,
Всё счастье – мимо,
Но я стоять готовая
За дело мира!»

Прочитал эти слова Клим Петрович и испугался: «Отвисла... прямо челюсть». «Это сучий сын, пижон-порученец, перепутал в суматохе бумажки!»

Как реагирует на это странное выступление «Первый»? А зал? «В зале вроде ни смешочков, ни вою... Первый тоже, вижу, рожи не корчит, а кивает мне своей головою». Клим Петрович успокоился:

Ну, и дал я тут галопом – по фразам.
(Слава Богу, завсегда все и то же!)
А как кончил – Все захлопали разом,
Первый тоже – лично – сдвинул ладоши.
Опосля зазвал в свою вотчину
И сказал при всем окружении:
«Хорошо, брат, ты им дал, по-рабочему!
Очень верно осветил положение!»

(Ответы учащихся).

– А всегда ли вы, ребята, проявляете общественную активность? Готовитесь ли вы к тому, чтобы взять на себя ответственность за судьбу города, России?

С известной долей условности актеров политического театра можно разделить на три группы (лидеры, элита, толпа).

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства:

  1. Традиционное лидерство освящено авторитетом издавна существующих патриархальных установлений, религиозными нормами.
  2. Рациональное лидерство опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.
  3. Харизматическое лидерство основывается на признании исключительности, уникальности личности, ее индивидуальных достижений. (Хс(ризма - исключительная одаренность).

Задание: К какому типу лидеров вы отнесете Петра 1, Николая П, Ленина, Сталина, Н.С.Хрущева, Путина?

Политологи подсчитали, что успех лидера только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% – от того, какое впечатление он производит.

– Ребята, а вам нравится какой-либо политик и почему? Если вы будете участвовать в выборах, то кого поддержите? (Ответы ребят).

Говорят, что лидер должен быть понятен не до конца. Выделяют четыре типа лидеров:

  1. Лидер-знаменосец. У него есть вполне определенная цель. Он сам определяет свою политику и ведет за собой массы.
  2. Лидер-служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.
  3. Лидер-торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.
  4. Лидер-пожарный. Его действия определяются конкретными ситуациями, он реагирует на проблемы по мере их возникновения.

Задание: Назовите политиков, которых можно отнести к каждому из перечисленных типов.

В 2008 году в России будут выбирать президента. Какого президента вы хотели бы видеть во главе нашего государства?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

  1. Что такое политика?
  2. Какие виды политики вы запомнили?
  3. Что такое власть?
  4. Кто такой человек политический?
  5. Назовите субъекты политики.

ВЫВОД: В соответствии с Конституцией РФ гражданине России обладают целым рядом политических прав и свобод. Они участвуют в политической жизни, являясь, субъектами политики. Следовательно, надо формировать в себе навыки активного поведения.

Домашнее задание.

Читать еще:


Новые материалы:

Программа элективного курса по экологиии "Лес наше богатство" :: Тема урока экономики - "Антимонопольное регулирование" :: Урок экономики по теме "Инфляция" :: Урок-игра "Геошанс" (обобщение знаний по темам "Литосфера", "Гидросфера", "Атмосфера", "Биосфера") :: Экологический практикум круглый год :: Альфа ( Alpha ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Петроторг / Стол обеденный 1618 черный ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD