Преемственность между ступенями образования

Преемственность между ступенями образования

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Актуальность её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Что же такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.

В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности:

– отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым;
– формируются эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально – личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основания преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.

Основаниями преемственности между детским садом и школой являются:

– развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учению у будущего ребенка);
– развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;
– формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно – ролевых игр, детского экспериментирования);
– развитие коммуникативности (умения обращаться со взрослыми, сверстниками).

Обучение детей в детском саду строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование, логика, ознакомление с пространственными отношениями, познавательные занятия и другие, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к шести годам).

Названные основания преемственности включены в содержание государственных стандартов как направления деятельности дошкольного образования.

На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

– на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
– школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка – дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Таким образом, целью ДОУ является всестороннее, общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям.

Целью начального образования является продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, на мой взгляд, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.

Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю, как цветок к солнцу.

Но вот сегодняшний дошкольник пришел в школу, и его встретил учитель. Всё сразу изменилось: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным, но и очень проблемным.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом “переходного” возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены будущей деятельности. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями.

Важнейшей причиной трудностей, с переходом в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой:

– взаимодействие программ обучения: класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения – например по программе УМК “Перспективная начальная школа” – переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе и занимается по учебникам, изданным ещё до того, как дети поступили в начальную школу;
– преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала. Уровень изложения знаний в средней школе, значительно отличается от того, который был в начальной школе. Поэтому дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы;
– единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных и средних классах.

Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащегося (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. д.) которые влияют, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель средней школы при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.

Чтобы решить проблему преемственности нужно практиковать такую форму как сотрудничество учителей начального и среднего звена, администрации учреждения. В рамках этого сотрудничества проводить уроки, на которых в начальной школе присутствуют или проводят учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такую практику продолжать. Данная форма сотрудничества позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.

Читать еще:


Новые материалы:

Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" :: Урок риторики в 7-м классе. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения по отрывку из рассказа К.Паустовского "Золотая роза" "Урок корректора Благова" :: Бинарный урок развития речи по теме "Описание характера человека" :: Урок русского языка по теме "Неизвестное об известном. Первое и второе спряжение глаголов". Урок литературного чтения по теме "В.П. Астафьев. "Стрижонок Скрип" :: Нестандартные уроки русского языка в начальной школе :: На глубине 6 футов ( 6 Below: Miracle on the Mountain ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / ВМФ / Стол компьютерный Атлас-8 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD