Информационные технологии на уроках физики

Информационные технологии на уроках физики

Цель урока: Сформировать понятие силы трения.

Задачи:

Образовательные: Усвоить понятие силы трения, виды силы трения, причины возникновения силы трения, выполнить элементы исследовательской работы;
Развивающие: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.

Оборудование: динамометры, бруски, различные виды поверхности (деревянная и наждачная бумага), презентация «Сила трения».

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Педагогические технологии: элементы технологии «Развитие критического мышления», инфомационно-коммуникативная технология.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа с книгой.
  4. Проведение опыта
  5. Закрепление, решение задач.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

Ход урока

Актуализация знаний (слайд 2).

Мы уже с вами познакомились с силой тяжести и силой упругости. Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Сила упругости – сила, стремящаяся вернуть тело в первоначальное положение. Нам необходимо познакомиться с еще одной силой называемой силой трения (слайд 3).

Прежде, чем говорить о силе трения заполним таблицу, первые два столбца (слайд 4).

Итак, сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, какую силу называют силой трения, причины возникновения силы трения, какие виды трения существуют, каким образом можно измерить силу трения.

Как вы думаете, чем важна для нас с вами сила трения?

Сила трения очень важна для нас. Благодаря трению мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли.

На слайд (5) показано движение автомобиля. Давайте подумаем, действует ли в этом случае трение? Что произойдет с автомобилем, когда водитель нажмет на тормозную педаль? Сразу ли он остановится? Почему? За счет чего произошла остановка автомобиля?

(Слайд 6) Чтобы сдвинуть с места тело необходимо приложить некоторую силу, для чего?

На основе этих примеров, какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, она всегда препятствует движению. Значит, сила трения направлена против движения.

Следовательно, сила трения – это сила, возникающая, при движении одного тела по поверхности другого и направлена в противоположную сторону движению (слайд 7).

Как вы думаете, можем ли мы измерить силу трения?

Силу трения можно измерить при помощи прибора – динамометра (Слайд 7).

Выполняется опыт вместе с детьми.

Прикрепляем динамометр к бруску, который находится на деревянной опоре. Пружина динамометра деформируется. Какой вид деформации мы наблюдаем?

Если происходит деформация пружины, следовательно, возникает сила упругости.

Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения. Ребята обратите внимание на растяжение пружины, когда мы только начинаем двигать брусок и когда он движется равномерно. Запишите эти показания в тетрадь. Как вы думаете, почему значения различны.

Обратите внимание на доску, как вы думает, что здесь показано? (слайд 8) Найдите ответы к данным рисункам в учебнике на с.71, §30. Т.е. здесь изображены причины трения.

Возникновение силы трения обусловлено главным образом первой причиной, т.е. соприкасающимися поверхностями.

Учащиеся проводят опыт по определению силы трения на различных поверхностях, делают вывод, что при движении тела на различных поверхностях сила трения различна.

Тело находится на наклонной плоскости, почему оно не соскальзывает? Гвоздь, вбитый, в стенку не вылетает; из нее, узел, завязанный, сам не развязывается? Почему? Это объясняется, тем, что в данном случае действует трение покоя (слайд 9)

Если сани, лыжи скользят по поверхности, то действует трение скольжение (слайд 10)

Автомобиль движется за счет того, что колеса катятся по поверхности, мяч также катится, т.е. существует еще и трение качение (слайд 11)

Следовательно, какие виды трения существуют?

Существует три вида трения (слайд 12).

Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения. Колесо позволяет переместиться значительно дальше. Но... не всегда! Посмотрев на рисунки, поймете, о чем речь. В каком случае перемещение машины будет больше, а в каком - мальчика? И вообще, есть ли смысл одному из них на каждой картинке пробовать перемещаться? (Слайд 13,14)

Трение не всегда препятствует движению, оно часто ему способствует, обратим внимание на слайд и объясним, что здесь показано (слайд 15).

Трение принимает участие там, где о нем мы даже не подозреваем (слайды 17,18,19).

Слайд 20

Объясните эти поговорки:

  1. Угря в руках не удержишь;
  2. Что кругло - легко катится;
  3. Лыжи скользят по погоде

Итак, сегодня на уроке мы выяснили какую силу, называют силой трения, опытным путем установили причину силы трения, рассмотрели, как направлен вектор силы трения.

А теперь заполните до конца таблицу.

Домашнее задание § 30, 31. Если трение вдруг исчезнет, что будете кричать «Ура» или «Караул»? Напишите сочинение на эту тему.

Домашний эксперимент (слайд 21) [1]

Подумаем, как можно объяснить слова, относящие к трению (слайд 23): вездесущее, мещающее, необходимое.

Если останется время задачи Остера Г. Я. (слайд 22) [2]

Литература:

  1. Гальперштейн Л. Я. Забавная физика: научно-популярная книга. – Переизд., доп. и перераб. – М.: Дет. лит.1993. – 255 с.
  2. Остер Г.Б. Физика. Задачник, М., «Росмэн», 1998. – 125 с.
  3. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Если в сердце живет любовь" :: Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» :: Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? :: Театрализованная деятельность как одна из форм организации внеклассной работы младших школьников :: Не оставляй меня ( Darling ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Алвест / Кресло компьютерное AV 106 PL (727) МК ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD