Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

Тема:  «Природные сообщества».

Цели изучения темы:

  • Создать условия  для восприятия учащимися  знаний  о природных сообществах: их типах, структуре, приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе, развитии и смене природных сообществ,  значении в природе и жизни человека, влиянии деятельности человека на природные сообщества.
  • Способствовать осознанию основного фактического материала  о влиянии экологических факторов на формирование природных сообществ.
  • Способствовать обучению школьников умению сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности на учебном материале раздела, оформлять результаты работы.
  • Способствовать развитию проектировочных умений школьников посредством технологии проектного обучения.
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Воспитывать  культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.

Вид проекта: информационно-поисковый, исследовательский (сбор и анализ информации, оформление результатов, защита выступлений), итоговый, среднесрочный.

Календарно-тематическое планирование.

Этапы работы над проектом Всего часов  Темы занятий. Практическая часть Контроль
1. Ценностно- ориентированный

1

1.Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме    
 2. Конструктивный

6

2. «Свет и тепло в жизни растений».
3. «Вода, воздух  и почва в жизни растений»
4. «Взаимосвязи растений в сообществе»
5. «Изменения растительных сообществ»
6.«Воздействие человека на растительность»
7. "Описание растительного сообщества».
Урок-практикум Рубежный

Рубежный
Рубежный
Рубежный
Рубежный
3. Оценочно-рефлексивный

4

1. Экскурсия с целью описания выбранного природного сообщества.
2.Консультация «Подготовка выступления»
3.Комеральная обработка материала.
4. Оформление проектной работы, подготовка выступлений.
   
4. Презентативный

2

Конференция «Растительные сообщества города Уржума»   Итоговый контроль.

I урок. Запуск проекта

Тема: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме».

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель: создать условия  для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: способствовать формированию представления о природном сообществе, их классификации.
  • Развивающая: способствовать  обучению школьников умению сравнивать природные сообщества по тексту учебника и дополнительной литературе.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

ФОПД:   индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Учебник В.В.Пасечник Биология: бактерии, грибы, растения. М. «Дрофа» 2003.
  2. И.Н.Понамарёва и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники М. «Вентана-Граф» 2005.
  3. А.М.Былова, Н.И.Шорина Экология растений 6 класс М. «Вентана-Граф» 2002.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание  учащихся на теме  урока, помогает сформировать группы и найти партнёров Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнёров.
2. Мотивация и целеполагание Определяет цели исследовательской деятельности, мотивирует  познавательную деятельность  учащихся.
Предлагает группам на основе дидактических материалов  сформулировать учебные цели занятия.
Формулируют учебные цели. Выбирают сообщество  для исследований
3. Актуализация Опережающее домашнее задание. Используя приём кластера, выявляет имеющиеся у учащихся знания по теме растительные  сообщества. Подготавливает учащихся к выполнению исследования. Определяет задание для групп: дать характеристику растительных сообществ Уржумского района, оценить их состояние, спрогнозировать дальнейшее развитие сообщества под воздействием антропогенной деятельности человека. Оформить проект. Определяет критерии оценки проекта. Повторяют учебный материал.
Выясняют пути достижения цели: как и где, получить информацию.
4. Первичное усвоение и осознание учебной информации. Смотри Приложение № 1. Работают по инструкции.
5. Закрепление знаний и умений. Организует выступление учащихся. Корректирует работу. Слушают выступления. Делают записи в тетради. Структурируют материал в форме схемы.
(Сообщество, типы сообществ, видовой состав).
6. Информация о домашнем задании. Изучить материал параграфа.  Выяснить историю формирования выбранного для исследования сообщества. Записывают домашнее задание
7. Рефлексия Подведение итогов урока. Определяют уровень достижения поставленных целей.

Приложение № 1

Модель занятия по теме:  «Понятие о растительном сообществе, биогеоценозе, экосистеме».

Цели занятия:

Знать:

  • Понятия: растительное сообщество, биогеоценоз, экосистема;
  • Классификацию и видовой состав растительных сообществ.

Уметь:

  • Анализировать текст учебной статьи.
  • Структурировать материал в форме схем.

ХОД УРОКА

1. Актуализация

Заполните в тетради схему,  записав под стелками возникающие у вас ассоциации с понятием растительное сообщество.

2. Изучение нового материала

Организуется работа по группам. Задания для работы первой группе.

Изучите предложенную информацию.

В природе все организмы существуют не одиночно, а живут совместно, сообща, взаимодействуя друг с другом. Образуя при этом своеобразные  природные комплексы живых организмов. Возникновение таких комплексов напрямую зависит от условий окружающей среды – абиотических факторов. Взаимодействующее единство комплекса разнообразных организмов и условий абиотической среды называют природным сообществом или биогеоценозом.
Понятие о биогеоценозах ввёл в науку российский учёный – геоботаник Владимир Николаевич Сукачёв.  Растительное сообщество – это совокупность высших и низших растений обитающих на однородном участке земной поверхности, со свойственными только им взаимоотношениями,  как между собой, так и с условиями местообитания. Влияние растений друг на друга имеет место только тогда, когда они более или менее сближены, соприкасаются своими надземными или подземными органами.

Выполните задания по прочитанному тексту:

а) Выпишите из предложенного текста определение растительного сообщества.
б) Выделите в определении главные слова.
в) Составьте из выделенных слов схему, отражающую определение растительного сообщества.
г) Приведите примеры растительных сообществ.
д) Можно ли совокупность отдельно стоящих растений, не оказывающих влияние друг на друга назвать растительным сообществом? Почему?
е) Подготовьте сообщение по изученной теме.

Задания для работы во второй группе.

  1. Изучите текст параграфа 56 стр. 250–252.
  2. Составьте схему: «Классификация растительных сообществ».
  3. Составьте разноуровневые вопросы по изученной теме.
  4. Подготовьте сообщение для другой группы.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка по теме "Высокие технологии: за и против". 11-й класс :: Хитрости для запоминания правил и исключений :: Литературная игра "Умники и умницы" по произведениям Евгения Пермяка (3–4-е классы) :: Человек и природа в стихотворении Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать…" (Урок-анализ стихотворения) :: Урок "How to get to the top of success". 9-й класс :: Ангелы в Америке. Часть 1: Приближается Миллениум ( National Theatre Live: Angels in America Part One - Millennium Approaches ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Комфорт-Неаполь 800x2000 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD