Разработка урока по теме "Исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели"

Цель урока:

  • формирование исследовательских навыков при использовании компьютерных технологий;
  • формирование знаний о применении физических явлений и законов в технике;
  • формирование умения работать в группе;
  • развитие интереса к физике.

План урока:

  1. Актуализация знаний. (5-7 минут)
  2. Исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели. «Силы давления жидкости и выталкивающая сила»(10 минут)1С:Школа. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11» под редакцией Н.К.Ханнанова.
  3. Выяснение условий плавания тела на поверхности жидкости. (10 минут)
  4. Практическое применение знаний об условии плавания тел. (10 минут)
    Презентации учащихся: «Плавание судов», «Воздухоплавание».
  5. Диагностический контроль. (5 минут)
  6. Подведение итогов. Домашнее задание. (3-5 минут)

Ход урока 

1. Актуализация знаний. 5-7 минут

Мы живём с вами в удивительном и многообразном мире. Очень часто, сталкиваясь с каким-либо явлением, мы задаём себе вопрос «Почему это происходит?». Ответы на многие вопросы нам помогают найти фундаментальные законы физики. На прошлых уроках мы с вами говорили о механических свойствах жидкости. Я надеюсь, что вы, используя эти знания, сможете дать ответы на некоторые «Почему?»

У: (Приложение 1, слайд 1) Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе? Почему в морской воде легче плавать, чем в речной?

О: Вес тела в жидкости меньше, чем воздухе потому, что на него действует выталкивающая сила.

У: Почему возникает эта сила?

О: Сила давления жидкости, действующая на нижнюю грань тела, больше, чем на верхнюю. Результирующая этих сил и есть выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна разности сил давления жидкости на нижнюю и верхнюю грани тела.

У: Какой закон позволяет рассчитать величину выталкивающей силы?

О: Закон Архимеда: на тело, целиком погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу жидкости в объёме тела.

У: По какой формуле можно рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело в жидкости и от чего она зависит?

О: Выталкивающая сила равна произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и объёма погруженного в жидкость тела. Выталкивающая сила прямо пропорциональна плотности жидкости и объёму тела, погруженного в жидкость.

У: (слайды 2-3) диагностический тест.

Вывод: если тело погрузить в жидкость, то его вес уменьшается.

У: От чего зависит вес тела в жидкости?

О: Вес тела в жидкости зависит от величины выталкивающей силы. Чем больше выталкивающая сила, тем меньше вес тела в жидкости.

У: (слайд 4) проверь себя.

У: На тела, одинакового объёма действует одинаковая выталкивающая сила. Объясните результаты опыта: погружаем в жидкость два шарика одинакового объёма (металлический и пластмассовый). Что с ними происходит?

О: Металлический шарик тонет, а пластмассовый шарик всплывает.

У: Сейчас я вам предлагаю на компьютерной модели, исследовать условиях, при которых тело тонет в жидкости или всплывает.

2. Исследование поведения тела в жидкости на компьютерной модели.

10-12 минут (самостоятельное исследование). Приложение 2.

Обсуждение результатов работы:

У: Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

О: В жидкости на тело действуют сила тяжести и выталкивающая сила.

У: Как изменяются силы, действующие на тело при изменении глубины погружения?

О: Сила тяжести и выталкивающая сила не изменяются. Силы давления жидкости изменяются.

У: Почему тела равного объёма ведут себя по- разному в жидкости?

О: На тела действует разная сила тяжести.

У: Сформулируйте условия, при которых тело тонет в жидкости.

О: Тело тенет, если Fтяж > F выт., или pт > pж.

У: Сформулируйте условия, при которых тело всплывает в жидкости?

О: Тело всплывает, если Fтяж < F выт., pт < pж.

У: Предположите, как себя будет вести тело в жидкости, если Fтяж = Fвыт., или pт = pж ?

О: Тело будет плавать внутри жидкости.

У: Откройте рабочую тетрадь и запишите тему урока: Плавание тел.

(слайд 5) Запишите в тетради. На тело в жидкости действуют сила тяжести и выталкивающая сила.

Тело тонет, если Fтяж > F выт., или pт > pж.

Тело всплывает, если Fтяж < F выт., pт < pж.

Тело плавает внутри жидкости, если Fтяж = Fвыт., или pт = pж.

3. Выяснение условий плавания тела на поверхности жидкости. 10 минут

У: Наибольший практический интерес имеет случай, когда тело всплывает в жидкости.

У: Что происходит с всплывающим телом, когда оно достигает поверхности жидкости?

О: Тело выходи из жидкости и останавливается.

У: Как при этом изменяются силы, действующие на тело?

О: Сила тяжести не изменяется, а выталкивающая сила уменьшается, т.к. уменьшается объём погруженной в жидкость части тела.

У: При каком условии тело остановится и будет плавать на поверхности жидкости, частично погрузившись в неё?

О: Тело будет плавать на поверхности жидкости, частично погрузившись в неё, если Fтяж = Fвыт., действующей на погруженную часть тела.

У: Запишите в тетради: тело плавает на поверхности жидкости, частично погрузившись в неё, если Fтяж = Fвыт. Сделайте схематический рисунок. (слайд 6)

4. Практическое применение знаний об условии плавания тел. 10 минут

Презентации учащихся: «Плавание судов», «Воздухоплавание».

У: Запишите в тетради заголовок «Плавание судов. Воздухоплавание». По ходу выступления вы должны записать в тетрадь новые понятия.

Учащиеся записывают в тетради новые понятия: подъёмная сила, осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъёмность.

ВОПРОСЫ:

  1. Как можно регулировать высоту подъёма воздушного шара?
  2. Как можно увеличить грузоподъёмность корабля?

5. Диагностический контроль.

(слайд 7) 5 минут

6. Подведение итогов: 1-2 минуты.

Слайд 8

Домашнее задание. §15, 16. РТ № 68, 69, дополнить конспект.

В презентации к уроку (Приложение 1) использованы фрагменты компьютерных презентаций «Физика 7-8» доцента Оренбургского педагогического университета, кандидата педагогических наук ИЛЬЯСОВОЙ Т. В.

Читать еще:


Новые материалы:

Праздничная программа, посвященная Дню защиты детей :: Деловая игра "Кадровый вопрос" :: Сценарий выпускного вечера в 3-м классе :: Сценарий внеурочного мероприятия по правилам дорожного движения "Как прекрасен этот мир!" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Урок-праздник Дня ангела Екатерины "Ты красишь мир присутствием своим, Екатерина!" :: Геошторм ( Geostorm ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Прикроватные тумбы / The Idea / Прикроватная тумба THIMON ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD