Игра по русскому языку для 5-х классов. Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации

Цель: систематизировать знания по теме “Синтаксис и пунктуация” посредством игры, развивать логическое мышление и память, воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.

Оборудование: презентация (приложение 1) таблички с названиями команд, эмблемы, карточки с заданиями, карта-таблица успехов, слайды, жетоны.

Подготовка к проведению: класс делится на 5 команд по 5-6 человек.

Домашнее задание:

  1. нарисовать карту Синтаксиса;
  2. придумать название команды, эмблемы;
  3. сочинить рекламу знаков препинания.

План.

I. Представление команд.

II. Интеллектуальная разминка.

Чтобы попасть в Синтаксическую страну, нужно выполнить шуточное задание:

1. Проговорить скороговорку (от каждой команды по одному человеку).

Учащиеся повторяют волшебные слова, а затем скороговорку.

- Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.
- Только я одна умею, не сбиваюсь, не робею.

  1. Кукушка кукушонку купила капюшон.
  2. Три свиристели еле-еле свистели у ели.
  3. От топота копыт пыль по полю летит.
  4. Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком.
  5. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

(каждый участник получает жетон)

2. Совершить путешествие в город без запятых.

В лесу теперь светлей и тише видна сквозь ветви вышина его вершина словно крыша огнем осенним сожжена среди стволов туман пушистый как дым клубится на заре слетают листья словно искры и догорают на земле.

Задание: расставьте знаки препинания, чтобы было ясно, что это стихотворение.

Жетон получает та команда, которая справится верно с заданием.

В лесу теперь светлей и тише,
Видна сквозь ветви вышина.
Его вершина, словно крыша,
Огнем осенним сожжена.
Среди стволов туман пушистый,
Как дым клубится на заре,
Слетают листья, словно искры,
И догорают на земле.

В. Орлов

3. Проверим домашнее задание (жетоны командам раздают помощники).

Реклама знаков препинания:

“Знаки препинания – нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”. К.Паустовский

О каком знаке препинания идет речь?

- Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.

Угадаем литературное произведение по словосочетаниям.

1 команда: Бушует над бором, пожали с гор, шагает по деревьям, гремит по воде, играет в бороде.
2 команда: Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей.
3 команда: Послал где-то, бежала близёхонько, вдруг остановил, говорит сладко.
4 команда: Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30 лет, новое корыто, высокий терем.
5 команда: Поднимается в гору, шествуя важно, в больших сапогах, крикнул басом, быстрей зашагал.

Ответы:

  1. А.Н. Некрасов “Мороз, Красный нос”.
  2. А.С.Пушкин “Руслан и Людмила”.
  3. И.А. Крылов “Ворона и лисица”.
  4. А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  5. Н.А. Некрасов “Мужичок с ноготок”.

III. Путешествие по станциям.

1 станция  “Неизвестная”.

Внимание! Внимание! В объективе – словосочетание!

Вспомни виды словосочетаний.

Задание: Рассели “жильцов” в домики.

Про людоеда.

Все вокруг объяты страхом –
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

(Каждой команде выдается по 2 домика, в которые они вписывают именные и глагольные словосочетания).

Словосочетания.

Задание проверяет жюри и по количеству верных ответов выдает жетоны.

2 станция “Бурная река”.

Впереди новое препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого надо вспомнить, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(Учащиеся получают карточки с предложениями, расставить знаки препинания).

Страх – первый помощник врага.
Ученье – свет, а неученье тьма.
Ученье – лучшее богатство.
Азбука – к мудрости ступенька.
Лентяй да шалопай – родные братья.

(Помощник собирай карточки и жюри проверяет, выдает жетоны).

3 станция “Гостеприимный хозяин”.

После бурной реки попадаем в переулок обращений, устроим привал, послушаем музыку. (музыка, пение птиц)

Задание: инсценирование (отрывки из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне”).

4 станция “Веселая семейка”.

Задание: помогите “семейке” собраться вместе, прочитайте разорванную записку.

За деньги … развлечения … можно купить … но не сон … кровать … но не здоровье … но не домашний очаг … книги … лекарство … но не ум … пищу … но не красоту … дом … но не аппетит … украшения … но не счастье.

Ответ.

За деньги можно купить кровать, но не сон, книги, но не ум, пищу, но не аппетит, украшения, но не красоту, дом, но не домашний очаг, лекарство, но не здоровье, развлечения, но не счастье.

IV Итог урока.

5 станция “Неприступный замок”.

Синтаксис – слово греческое и состоит из 2-х частей: приставка “син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке “со”), слово “таксис” является военным термином и означает “построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.

Дорогие ребята!

Сегодня вы штурмовали замок Синтаксис, шутили, играли в слова, повторяли правила. Разрешите вручить вам символические ключи. (Жюри ведет подсчет жетонов, командам вручаются символические ключи.)

Читать еще:


Новые материалы:

Творческая работа "Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры" :: Разработка урока "Образ Солнца в культуре коренных народов Урала" :: Праздник "Краски осени". 3-й класс :: Экологический проект по теме "Экологическая проблема чистой воды" :: Урок–детектив "Следствие ведут знатоки…" (повторение и обобщение знаний по теме "Фонетика" в 5-м классе) :: Ральф - 2 (Ralph Breaks the Internet: Wreck-It Ralph 2), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Столы/Для комнат/Компьютерные столы / Ная ТД / Компьютерный стол Ная ТД ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD