Рассказ о рассказе

Рассказ о рассказе

Тема урока: «Рассказ».
Название урока: «Рассказ о рассказе».
Тип урока: формирование новых знаний.
Целевые ориентации: научить детей мыслить раскованно, творчески, понимать других людей; предоставить обучающимся психологические средства для личностного саморазвития.
Ведущая компетенция: лингвистическая.
Приоритетный вид речевой деятельности: говорение.
Вид деятельности обучающихся: групповой, проблемно-поисковый.
Вид деятельности учителя: обучающая, культурологическая.

Из обучающихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) путём объединения их в группы по мотиву случайности. Каждой группе для ведения записей на этапах «Социоконструкция», «Социализация», а затем для этапа «Афиширование» выдан шаблон – лист формата А3, вырезанный в виде раскрытой книги. Записи на нём можно вести различными инструментами.

На доске записаны:

  • Название урока,
  • Слова К.Г.Паустовского: «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком»,
  • Термины: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

ХОД УРОКА

Приветствие учителя (мастера).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем работать в творческой мастерской, где каждый из вас будет творцом, мастером, а я буду вашим наставником и помощником. Наш урок называется «Рассказ о рассказе».

Цель нашего урока: выяснить – что такое рассказ?

Задачи:

  • понять, что лежит в основе рассказа;
  • узнать, каковы его основные составные части;
  • составить рекомендации – кому и как надо рассказывать.

Итак, наша творческая мастерская начала работу. Опорные записи вы будете вести на шаблонах, которые получила каждая группа.

Индуктор

На занятии в мастерской вам понадобится воображение, т.е. умение представлять себе что-то мысленно, фантазировать.Вот что сказал об этом умении К.Г.Паустовский: зачитываются слова, записанные на доске.
Выразите своё отношение к этим словам писателя. Запишите на шаблоне свои мысли каждый, потом соедините их, обсудив в группе, в единую запись. (Самоконструкция и социоконструкция).

Выполнив задание, ребята выступают.

Учитель. Следующий вопрос, на который вам предстоит ответить, связан с воображением. Какие ассоциации возникают у вас при слове РАССКАЗ? Обсудите их в группах и запишите на шаблонах.

Ребята обсуждают и выступают. (Афиширование).

Учитель. Итак, мы с вами пришли к выводу о том, что рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло. Подберём синонимы к слову случай.

Обучающиеся называют по очереди синонимы, а учитель записывает их на доске:

  • история,
  • происшествие,
  • эпизод,
  • событие.

А история, происшествие, случай – это то, что может произойти с каждым. Давайте послушаем, какие истории, произошедшие с ними на самом деле, приготовили к сегодняшнему уроку некоторые ребята по моей просьбе. (Это домашнее задание было задано заранее). Можно провести конкурс на лучшего рассказчика.

Но случай – это основа повествования. На следующем этапе урока нам предстоит узнать, какова конструкция рассказа, его составные части и понять, без чего не может быть рассказа.
Познакомиться со строением рассказа нам поможет учебник риторики. («Школьная риторика» под ред. Т.А.Ладыженской). Откроем стр.89 и обратимся к упр.№77. (Это упражнение в полной мере позволяет познакомить обучающихся с композицией рассказа).
Теперь, ребята, выполните, обсуждая в группе, задание упр.№78.

Обменявшись мнениями в группе, один человек из группы выступает. (Социализация). Модели построек, которые соответствовали бы структуре рассказа, ребята рисуют на своих шаблонах. Шаблон вывешивается на доску во время ответа ученика. (Афиширование).

Учитель. Очень важно знать и то, для чего и кому ты будешь что-либо рассказывать, что именно скажешь, в какой последовательности, каким тоном. Давайте мы подготовим советы рассказчику, потом объединим их, выбрав из советов каждой группы самые удачные, и запишем «Памятку рассказчику».

Рефлексия (подведение итогов, обсуждение, всё ли удалось).

Домашнее задание: попробуйте создать свой рассказ на тему: »Как я однажды…»

Подумайте:

  • о каком случае из своей жизни вы хотите рассказать;
  • с чего вы начнёте рассказ (завязка), как будет развиваться действие, чем окончится рассказ (развязка).

В завершение хотелось бы сказать, что форма мастерской помогает ребёнку раскрыться не только потому, что является безотметочной, но и потому, что выявляет творческий потенциал обучающихся. Это, в свою очередь, повышает качество знаний, делает ребёнка активным, успешным.

Читать еще:


Новые материалы:

Внутренние воды Евразии. 7-й класс :: Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну" :: Аграрная реформа П.А. Столыпина :: Урок по методу проектов :: Конспект урока риторики по теме "Лексика. Слова-родственники, синонимы, антонимы, омонимы" :: Время первых, 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 64 Модель 809 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD