Методическая работа по немецкому языку. Тема: "Обучение лексическим навыкам на уроках немецкого языка"

Методическая работа по немецкому языку. Тема: "Обучение лексическим навыкам на уроках немецкого языка"

Краткая характеристика лексической системы немецкого языка в сравнении с системой родного языка

Лексические системы немецкого языка и родного языка отличаются друг от друга. Правила словоупотребления, т.е. сочетания слов в немецком языке и русском языке отличаются, например, в русском языке слово «стол» обозначает предмет мебели, еду; в сочетании с другими словами, например, адресный стол, паспортный стол означает учреждение. В немецком языке слово der Tisch означает предмет мебели, еду, но не сочетается со словами «паспортный», «адресный», не имеет значение учреждения. Для обозначения понятия справочный служит das Auskunftsburo.

При сопоставлении лексических систем немецкого и русского языка различают следующие группы лексики:

  1. значение полностью совпадают;
  2. совпадают основные значения и часть дополнительных;
  3. совпадают только основные значения;
  4. основные значения не совпадают, а дополнительные совпадают.

Правила словообразования в немецком и родном языке отличаются, но есть много общего. Общими являются следующие способы образования слов:

  1. аффиксация (приставки и суффиксы) Die Uberarbeitung – переработка;
  2. словосложение das Schulgebaude;
  3. безаффиксальный – когда одна часть речи переходит в другую, например, больной – der Kranke.

Правила словообразования и сочетания родного языка влияют на употребление учащимися слов в иностранном языке, отсюда происходят лексические ошибки.

Активный и пассивный словарный запас

Речевая деятельность бывает репродуктивная и рецептивная. Для репродуктивной деятельности нужно:

  1. заложить слова в память;
  2. найти их моментально в памяти;
  3. уметь произнести их;
  4. уметь сочетать их в соответствии с правилами.

Для рецептивной речевой деятельности нужно:

  1. заложить слова в память;
  2. узнать слово на слух или по написанию;
  3. вспомнить его или понять его значение, проанализировав по составу;
  4. определять связи с другими словами и понять смысл фразы.

В зависимости от вида речевой деятельности различают активный словарный запас и пассивный. Активный словарный запас учащиеся должны уметь узнавать в печатных текстах и на слух, уметь по словам, составляющим сложное слово, понять значение слова и содержание услышанного или прочитанного

Объем слов для овладения и критерии их отбора

Для того чтобы научить учащихся общаться в пределах определенной тематики нужно отобрать необходимый минимум слов. Словарный минимум для средней школы 1000-1200 слов.

Критерии отбора лексики для активного употребления определяется следующими принципами:

  1. семантический принцип – слова должны выражать наиболее важные понятия по изучаемой теме
  2. принцип сочетаемости – берутся слова с большей сочетаемостью
  3. принцип стилистической нейтральности
  4. принцип частотности
  5. исключение синонимов
  6. принцип словообразовательной ценности
  7. исключение интернационализмов

Лексика изучается по тематическому принципу.

Способы ознакомления учащихся с новой лексикой

Есть несколько способов симантизации (раскрытия значения слова):

  1. определение значения слова по контексту
  2. через наглядность(изображение должно нести наиболее характерные признаки)
  3. дефиниция (объяснение другими словами)
  4. этимологический анализ
  5. опора на родной язык
  6. синонимы
  7. антонимы
  8. толкование для слов, у которых нет соответствия в родном языке
  9. перевод

Выбор способа симантизации зависит от этапа обучения и от характера слова.

Этапы работы над лексикой

  1. Ознакомление со словом, раскрытие его значения и воспроизведения
  2. Стереотипно-ситуативный – этап тренировки и создание прочных речевых и лексических связей в однотипных ситуациях
  3. Варьирующий ситуативный – этап создания динамичных лексических речевых связей, этап комбинирования знакомой лексики в новых ситуациях
  4. Самостоятельно употребление лексики для выражения своих мыслей
  5. Контроль

Виды лексических упражнений

Лексические упражнения направлены на совершенствование лексических навыков.
Существует четыре типа лексических упражнений:

  1. имитативные упражнения – полностью повторяют реплику учителя;
  2. постановочные упражнения (в модель усвоенного образца учащиеся должны подставить свою лексическую единицу);
  3. например, учитель: Ich will morgen ins Museum gehen
    ученик: Ich will morgen ins Kino gehen.
  4. трансформационные (учащиеся должны переделывать форму);
  5. репродуктивные (учащиеся должны самостоятельно воспроизвести усвоенную форму предложения).
  6. например, учитель: Sagt, wie kommt ihr in die Schule?
    Ученик: Ich gehe in die Schule zu Fu?

Контроль

При контроле лексики проверяются знания слов при помощи словарного диктанта, подстановки нужных слов в предложении, перевод текста без словаря.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок в 1-м классе "Окружающий мир" (УМК "Перспективная начальная школа") :: Конспект урока истории по теме "Я и мое имя", 3-й класс, программа Е.В. Саплиной, А.И. Саплина :: Урок русского языка в 3-м классе СКШ VIII вида :: Урок математики. Развивающая программа Л.В. Занкова во 2-м классе по теме "Работа с задачей. Сокращение текста задачи" :: Конспект урока по английскому языку в 9-м классе с использованием информационных технологий на тему: "Мировое значение английского языка" :: Тень (), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Полки/Полки настенные / ОГОГО Обстановочка / Полка комбинированная Mix Plus ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD