Население Африки

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
  • Познакомить учащихся с численностью населения материка;
  • Размещением населения по континенту;
  • Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
  • Продолжить развитие речи школьников используя умение работать с различными источниками географической информации.

Учебно-наглядный комплекс:

Карты – физическая, населения и народов, таблицы, книги, справочники.

Тип урока – изучение нового материала.

Содержание урока

Вводное слово учителя: Африка – колыбель человечества; регион с высокой численностью населения и низким уровнем жизни.

1. Вопрос урока: рассмотреть рост численности Африки по справочным данным

Африка млн. чел 1900г. 1950г. 1980г. 1990г. 2003г.
130 220 475 648 872

Учащиеся: анализируют данные и пробуют объяснить быстрый рост населения в последние годы, с чем это связано?

2. Вопрос урока: с помощью тематической карты – “население и народы” учащиеся определяют плотность населения и причины неравномерного распределения.

3. Вопрос урока: с помощью карты “Расы” – определить расовую принадлежность народов Африки и выявить коренное население и пришлое.

Из анализа карты учащиеся делают выводы, что на материке главная раса – негроидная, на севере материка – европеоидная, юг материка – европеоидная – пришлое население и о. Мадагаскар – смешанные группы рас.

Также учащиеся определяют причины расовых отличий, сопоставляют с особенностями климата.

4. Вопрос урока: какие народы населяют континент, их особенности этнографии.

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны использовать навыки работы с причинно-следственными связями.

Учащимся предоставляется наглядный материал со справочными сведениями из журналов “Вокруг света”, “Путешественник”, энциклопедий.

Дать характеристику народам Африки и выявить причинно-следственные связи их различий по расовым данным, их образу жизни.

Северная Африка – Туареги:

  1. Жителями какой пустыни являются туареги – кочевники.
  2. К какой расе относятся?
  3. Занимаются разведением каких домашних животных?
  4. Почему верблюдов называют – “корабль пустыни”?
  5. Туарегов называют – “синими призраками” - как это связано с национальной одеждой – джеллаба.
  6. Почему и мужчины и женщины носят паранджу, с какими климатическими особенностями это связано?

Экваториальная Африка – Пигмеи:

  1. К какой расе принадлежат и их численность?
  2. Почему пигмеи являются “карликами Африки”.
  3. Охота – главное занятие народа. Какие особенности жизни пигмеев связаны с этим ритуалом?
  4. Как “лесные жители” исходя из образа жизни не нарушают экологического равновесия в природе?

Тропическая Африка – Нилоты (самые высокие люди планеты – средний рост 190 см.)

  1. Расовая принадлежность.
  2. Почему нилоты имеют более темный цвет кожи, чем пигмеи?
  3. Почему нилоты “самые высокие”, а пигмеи – “самые маленькие” люди?
  4. Какая существует связь между природной зоной саванн и ростом нилотов, а также их образом жизни (разведение скота, охота).

Общие вопросы сравнения народов:

  1. Какие жилища имеют данные народы и как это связано с образом жизни и климатическими условиями.
  2. Из чего состоит пищевой рацион исследуемых народов? Связано ли это с образом жизни.
  3. Обобщить полученные данные о расовых особенностях и их тесной связи с природными условиями.

5. Вопрос урока: Межэтнические проблемы прошлого и настоящего.

  1. Что означает термин- апартеид? Банту стан?
  2. Как колониальное прошлое отразилось на населении материка.

Подведение итогов:

В ходе практической работы с источниками информации учащиеся знакомятся с новым материалом и закрепляют умение работать с источниками информации и делают свои выводы развивая речь.

В ходе данного урока учитель занимает место связующего звена между учащимися , помогает делать правильные выводы.

Урок может проводиться в индивидуальной и групповой работе с учащимися.

Читать еще:


Новые материалы:

"Любимых детских книг творец…" :: Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и литературе "Моя милая малая Родина" :: Урок в 9-м классе по теме "А живет ли во мне Чайка по имени Джонатан?" (по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон) :: Турнир знатоков литературы :: Создание ситуации успеха на уроках литературы :: Форсаж 8 ( The Fate of the Furious ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки-сундуки / Гранд-Кволити / Банкетка-сундук Луна 6-5115 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD