Урок по НРК (литература красноярского края). Рассказы о природе В.П. Астафьев. "Юркий рябчик"

Урок по НРК (литература красноярского края). Рассказы о природе В.П. Астафьев. "Юркий рябчик"

Цели:

  • Ознакомление учащихся с биографией В.П. Астафьева – русским писателем.
  • Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания природы, культуры и истории родного края.

Оборудование:

Учебное пособие Г.В. Раицкая “Литературное путешествие по Красноярскому краю” 3-й класс.

Портрет писателя, фотографии детских лет писателя, выставка книг для чтения в начальной школе, карта Красноярского края.

 Ход урока

I. Сообщение

Темы и цели урока.

(Карта Красноярского края)

– Мы продолжаем литературное путешествие по Красноярскому краю.

– Давайте вспомним, где мы уже с вами побывали.

(Север Красноярского края. Читали сказки народов севера. Эвенкийские, ненецкие, кетские, селькупские, долганские)

– О чём рассказывали народы севера в своих сказках?

(О животных, о растениях, о природе, об особенностях жизни на севере)

– Чему учат мудрые сказки этих народов?

(Любви к природе, к близким людям, к родным)

– Сегодня мы остановимся на великой реке Енисей.

(Учитель показывает на карте)

– На этой реке в селе Овсянка  (фотография), (Село Овсянка; приложение 1)

Родился замечательный русский писатель Виктор Петрович Астафьев

(Портрет, даты жизни; приложение 2)

– Когда жил писатель?

(Дети читают даты)

– Вспомните, может быть кто-нибудь из вас читал его произведения?

(“Гуси в полынье”, “Капалуха”, “Стрижонок Скрип”)

– О чём писал В.П. Астафьев? (Предположение детей: о людях, животных, природе)

– Важное место в произведениях В.П. Астафьева занимает описание суровой и прекрасной природы сибирского края – она в творчестве этого писателя неотделима от самой жизни

Первичное восприятие текста

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого писателя “Юркий рябчик”.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

(Предложение детей.)

– Чтение рассказа учителем и подготовленными детьми  (по абзацам).

Беседа по вопросам

– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (рассказ)

– Правильно ли мы предположили о содержании рассказа?

– Назовите героев этого рассказа? (автор, рябчик), (фотография рябчика, приложение 3)

– Кто является свидетелем и участником событий, описанных в рассказе?

– Кто нам рассказывает обо всём происходящем? (автор)

– Как бы эту историю рассказал рябчик?

– Кому принадлежат слова, завершающие рассказ?

Словарная работа

(Карточки со словами, приложение 4)

– Какие незнакомые слова в рассказе встретились?

– Образование значения слов

Пищик – предмет, напоминающий свисток, которым можно издать звуки, похожие на трели рябчика.

Просеки – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги.

Валежник – деревья, сучья, упавшие наземь.

Юркий – быстрый, мгновенный, увёртливый

Беседа с детьми об авторе

– Каким вы представляете себе автора этого произведения?

(автор – человек неравнодушный. В. Астафьев очень любит природу и хорошо знает её. Не каждый человек заметит то, что заметил автор. Он очень наблюдательный. Он добрый)

Родился В. Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать: утонула в Енисее. (Фотографии, приложение 5)

– Воспитывался В. Астафьев в семье дедушки и бабушки, которые своим теплом и заботой скрашивали его сиротское детство.

Самым близким и дорогим человеком для маленького Витьки стала его бабушка – Екатерина Петровна.

Но детство кончилось, и впереди будущего писателя ожидали беспризорность, голод, детский дом. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был заложен в родной деревне близкими людьми, помог ему выстоять и не сломаться под тяжестью обрушившихся на него обстоятельств.

Итог урока

– Мне хочется закончить наш урок отрывком из воспоминаний В.П. Астафьева “Помнить хорошее”:

“Что же самое хорошее было в моей жизни? Лес, тайга, бесчисленное хождение по ней… О, тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекраснее вас?

Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что она сделала меня лесным бродягой и подарила въяве столько чудес, которые краше всякой сказки”.

Использованная литература:

  1. Астафьев В.П. “Помнить хорошее” // “Мурзилка”. 2001. №5. с. 8-11.
  2. Ланщиков А.П. “Виктор Астафьев”, М. 1992.
Читать еще:


Новые материалы:

Необычная Красная Шапочка. Урок чтения. 1-й класс :: День первоклассника :: Вопросы толерантности в современной начальной школе :: Урок математики во 2-м классе по теме "Задача – особый вид текста" :: До свидания, второй, здравствуй, третий класс! :: Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / ВасКо / Стеллаж комбинированный Рино 203 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD