Урок развития речи "Письма пишут разные" (8-й класс)

Урок развития речи "Письма пишут разные" (8-й класс)

Цели:

  • развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • знакомство с разными видами эпистолярного жанра, формирование навыков работы с деловыми письмами;
  • эстетическое воспитание учеников.

Репродукции: И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», А.И.Лактионов «Письмо с фронта».

ХОД УРОКА

– Рассматривая полотна известных художников, вспомним строки К.Симонова:

Письма пишут разные,
Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные…

– Сформулируйте цель урока (запишите в свой маршрутный лист).

Создаём интеллект-карту (ученики заполняют лист самостоятельно).

1. Подберём синонимы к определению. (Словарь синонимов. З. Е. Александрова М.: Русский язык, 1975 г., с. 600):

Разные – различные, всевозможные, всякие, разнотипные.
Прекрасные – хорошие, милые, замечательные, интересные, великолепные, чудесные.

2. Давайте рассмотрим берестяное письмо мальчика Онфима (С. Романовский «Родина. Рассказы». М.: Дет. литература, 1990, с. 24). Почему у воина на рисунке-письме трёхпалая ладошка. (Боевые рукавицы)

3. Подумайте и запишите, какие вы знаете письма-свидетели  исторической эпохи. Назовите адресантов и адресатов:

А) «Чего умеете, не забывайте доброго, а чего не умеете – учитесь» (Ярослав Мудрый внукам)
Б) «Наша жизнь так коротка, и сила разума, которая в нас, так велика, что не стоит жить, поступая неправильно…» (Л. Толстой в письме английскому офицеру в Индию на вопрос: «Как жить?». 1894 г.)
В) В какой город и зачем летели со всего земного шара письма-журавлики? (В Хиросиму девочке, верившей, что письма-журавлики вылечат ее и наступит мир навсегда.)
Г) Что вы знаете о письме Саманты Смит? (Текст раздаётся ученикам. Я. Годулина. «Главный вопрос Саманты». ж. Пионер, №5, 2007 год, с. 20)

4. Есть особые письма – белые треугольники. Послушайте фрагмент письма нашего земляка Кряжева Виктора, уроженца деревни Треничи Оричевского района.

23 августа 1941 г.
… моя сестрица,.. нахожусь от тебя в далеком городе Азове. Рано ты стала дожидать меня домой… надо мне скорее учиться, чтоб лететь на бой с фашистами – немцами. Так вот домой значит ехать некогда – воевать надо скорее, надо бить и уничтожать фашистов, как мух. Мухи, знаешь, перед смертью осенью какие злые бывают, так вот и немцы такие злые звери: видимо их смерть близко…

Летчик В. Кряжев в возрасте 21 года геройски погиб в бою, выполняя боевое задание, 2 января 1943 года.
Какова значимость этих писем без марок? (Это письма-боль, письма-память. Это бесценные семейные реликвии.)

5. В творчестве авторы нередко использовали письмо как художественный приём для раскрытия образа героя или идеи произведения. Трепетное письмо Т. Лариной (А. Пушкин «Евгений Онегин»), робкое И. Обломова (И. Гончаров «Обломов»), нежное Джулии (В. Быков «Альпийская баллада»), глуповатое (А. Чехов «Письмо ученому соседу»), судьбоносное (В. Каверин «Два капитана»).
Назовите произведение и автора:

  1. «Бросается в глаза, что почти все рассказывают о своей беде без жалоб. Чувство достоинства помогает им быть сдержанным: Одну мою дочь сожгли в печах Освенцима. Двадцать лет ищу вторую дочь – Шуру Королёву. У неё на левой руке выжжен номер 7735.» (А. Барто «Найти человека». М.: Советский писатель, 1970 г., 304 с.)

  2. «Я больше не могу писать… такая тяжесть в голове… прощай, любимый, прощай, благодарю тебя. Всё, что было, было хорошо, вопреки всему…» (С. Цвейг «Письма незнакомки». Новеллы. Архангельск, 1987 г., с. 512)

  3. «Ах, Анна, какой стыд! Нет, честно говоря, ничего стыдного в этом не вижу. Почему же мы, любя друг друга, должны отдаляться? Зачем нам ждать, пока мы вырастем?» (Письмо А. Франк. Е. Богат «Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей». М.: Дет. литература, 1981 г., 245 с.)

  4. «Влияния бывают и хорошие, и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддастся дурному влиянию. Он сам выбирает себе путь.» (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном.» Школьная роман-газета №3(15), 1997 г.)

6. Продолжите заполнять интеллект-карту. Назовите виды деловых писем, используя карточки-тексты. Составьте памятку для работы с деловыми письмами. (Кривенцева «Русский язык. Деловая речь. Деловое письмо. 10-11 кл.». Учитель, 2007, с. 143)

7. «Доселе наш язык к почтовой прозе не привык», - писал А. С. Пушкин. Эпистолярный жанр не устарел. Все вы пользуетесь электронной почтой. Давайте вспомним особенности электронных писем. (Соединение устной и письменной речи, быстрота ответа, сериальность писем, межписьменная анафора: несколько тем-реплик, возможность отсутствия формул приветствия и прощаний, наличие сленга и сокращений, общение диалогично или полилогично, спонтанно, графическое изображение: смайлики-значки, видеоряды и аудиосредства.)
Главное для нас – это овладение культурой общения и бережное отношение к богатству родного языка.
Итак, урок подошёл к концу. Закончите предложение: сегодня я на уроке…

Домашнее задание:

  1. Напишите электронное письмо любимому актёру или спортсмену со словами благодарности.
  2. Или напишите письмо от лица любимого литературного героя.
Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по теме "В гости к лесным жителям" :: Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования :: Занятия в подготовительной группе на тему "Тайны лесных жителей" :: Конспект занятия на тему: "Мой Магадан" :: Праздник Масленицы :: Преисподняя ( Brimstone ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Шкафы-витрины / Компасс-мебель / Шкаф-витрина Ассоль АС-01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD